Афганистану грозит катастрофа: мнение спецпредставителя ООН

Спецпредставитель и глава Миссии ООН по содействию Афганистану Дебора Лайонс считает, что необходимо принять срочные меры в отношении происходящего в ИРА, в противном случае, стране грозит катастрофа, последствия которой будут ощутимы далеко за ее пределами.

Как сообщает «Новости ООН», глава миссии уверена, что необходимо расширить полномочия представительства ООН в Афганистане.

«Сегодня у нас есть возможность – это пока только возможность – продемонстрировать готовность Совета Безопасности и международного сообщества предотвратить катастрофу в Афганистане и избежать ситуации настолько серьезной, что ее мало с чем можно будет сравнить из происходящего в этом столетии. Я верю, что Совет Безопасности и международное сообщество в целом способны предотвратить наихудшие сценарии», – с такими словами Лайонс обратилась к членам Совета, собравшимся накануне на специальное заседание по ситуации в Афганистане.

Впереди, по словам представительницы ООН, – два пути: либо мирные переговоры, либо углубление кризиса, вызванного обострением конфликта, ухудшением гуманитарной ситуации и многочисленными нарушениями прав человека.

Глава Миссии ООН сообщила, что последние недели принесли Афганистану кровопролитие и разрушения, а Талибан значительно расширил подконтрольные ему территории. Особенно серьезное давление оказывается на Кандагар, Герат и Лашкаргах.

«Согласно поступающим данным, сегодня Талибан захватил столицу провинции Нимроз, – сообщила Лайонс. – Продолжаются интенсивные бои на севере Афганистана в окрестностях города Шеберган. Ясно, что Талибан пытается захватить районные центры. Число человеческих жертв вызывает боль, а политический посыл этих действий – глубокую тревогу».

Она привела некоторые цифры: с 28 июля в ходе боев за столицу провинции Гильменд погибли 104 мирных жителя, еще 403 получили ранения. «Все дороги, ведущие из города, контролирует Талибан. Больницы переполнены и больше не способны принимать пациентов», – добавила Лайонс.

Аналогичная картина складывается и в других частях страны – в Кандагаре, например, где талибы начали наступление 9 июля, погибли 460 мирных жителей.

Даже несмотря на активные боевые действия ООН и ее гуманитарные партнеры продолжают оказывать помощь населению. «Однако делать это становится все сложнее», – предупредила представительница ООН.

Она отметила, что афганские силы безопасности защищают города страны от Талибана, однако эти столкновения так же приводят к жертвам среди гражданских лиц. Что касается талибов, то они, по ее словам, преднамеренно избрали стратегию нападения на городские центры и готовы к массовой гибели мирного населения. Под удар попадают также и объекты гражданской инфраструктуры.

«Подобная тактика, которая может считаться нарушением международного гуманитарного права, грозит перерасти в военные преступления и преступления против человечности», – предположила глава Миссии ООН в Афганистане.

Она напомнила, что ради мира в Афганистане последние три года международное сообщество, включая Совбез и Миссию ООН, принимают представителей Талибана в качества партнеров по переговорному процессу, в частности, приглашают на встречи по поиску политического решения конфликта, которые проходят в Дохе. «Многие из нас серьезно сомневались в правильности подобного шага, однако преодолели свои сомнения ради мира для афганского народа», – подчеркнула Лайонс.

По ее словам, ожидания, которые связывали в ООН с этими контактами, не оправдались: уровень насилия не снизился, а, напротив, возрос.

«Несмотря на значительные уступки, сделанные ради мира, число потерь среди мирного населения увеличилось на 50 процентов», – отметила представительница ООН.

«В переговорном процессе движения нет, вся активность перенесена на поле боя, – посетовала она, – в то время как должно было быть все наоборот: спокойствие на поле боя и активизация работы за столом переговоров».

Если бы Талибан, по ее словам, был бы привержен миру, его члены не стали бы уничтожать городскую инфраструктуру и убивать мирное население, поскольку это только осложняет процесс послевоенного примирения.

Она призвала все страны дать Талибану четко понять: все послабления введенных против его представителей запретов на поездки и других санкций привязаны к их участию в мирном процессе.

Между тем, на территориях, которые талибам уже удалось взять под свой контроль, происходят массовые казни, избиения, а также преследования журналистов. «Мы слышим, как напуганы афганские женщины. Они боятся, что с возвращением к власти талибов их ждет смерть только за то, что они работали на правительство или в неправительственных организациях», – сообщила глава Миссии ООН в Афганистане.

По ее словам, многие афганцы сегодня пребывают в отчаянии. «Один местный житель сказал мне, что речь уже не идет о том, чтобы сохранить приобретенные за эти годы права, главное – выжить. Другая женщина в разговоре со мной пожалела, что отправила дочь учиться – мол, без образования ей сейчас было бы легче уцелеть», – рассказала Лайонс.

Она также подчеркнула, что афганцы ждут наступления нового смутного времени с ощущением того, что международное сообщество бросило их на произвол судьбы.

Она призвала Совет Безопасности принять заявление с однозначным требованием остановить наступление на афганские города, во время встреч в Дохе добиваться соглашения о прекращении огня, выделить средства на финансирование гуманитарной помощи афганцам, а также предупредить, что виновные в серьезных нарушениях прав человека будут наказаны.

Дебора Лайонс также обратилась к Совету Безопасности с предложением расширить мандат ООН и наделить Миссию в Афганистане полномочиями играть – с согласия обеих сторон – более активную посредническую роль в мирных переговорах.

Она рекомендовала всем постоянным членам Совета предложить своего эксперта для участия в этих посреднических усилиях в составе команды ООН.

Дебора Лайонс просила не откладывать реализацию предложенных мер, поскольку время не терпит. «Члены Совета сейчас должны отложить все свои разногласия по Афганистану и послать четкий сигнал – не только через публичные заявления, но и через двусторонние связи – сейчас надо остановить бой и сесть за стол переговоров. Именно в такой последовательности. Иначе и сражаться будет не за что», — заключила она.

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version