Американские дипломаты работают над возвращением на базу “Манас”

Американские СМИ  рассказали о том, что дипломатической службой США проводится работа по изысканию возможностей возврата на базу “Манас” в Кыргызстане.

Прогнозы на выживание афганского правительства после вывода американских войск неутешительные — оно долго не продержится. Для его помощи нужна военная база в ближайшей к Афганистану стране. Об этом пишут Марк Маззетти (Mark Mazzetti) и Джулиан Барнесем (Julian E. Barnesет) в газете «Нью-Йорк Таймс» в статье «ЦРУ в мучительном поиске нового подхода в Афганистане».

Быстрый вывод войск США из Афганистана оказывает сильное давление на ЦРУ с целью найти новые способы сбора разведданных и нанесения контртеррористических ударов по территории страны. Но у управления мало хороших вариантов.

ЦРУ, которое было в центре 20-летнего американского присутствия в Афганистане, скоро потеряет базы в стране, откуда оно выполняло боевые задачи и осуществляло удары с дронов, внимательно следя за движением Талибан и другими группировками, такими как Аль-Каида и Исламское государство, так или иначе контролируя ситуацию в Азии.

Аналитики предупреждают о постоянно растущем риске захвата власти Талибами.

Официальные лица Соединенных Штатов в последний момент предпринимают усилия по поиску баз вблизи Афганистана для будущих операций. Но сложность продолжающегося конфликта привела к сложным дипломатическим переговорам, поскольку военные настаивают на выводе всех сил к началу-середине июля, задолго до крайнего срока, установленного президентом Байденом – 11 сентября, согласно американским официальным лицам и региональным экспертам.

В центре внимания – Пакистан. ЦРУ в течение многих лет использовал там базу для нанесения ударов с помощью беспилотников по боевикам в горах страны на западе Пакистана, но все закончилось в 2011 году, когда отношения США с Пакистаном ухудшились.

Любая сделка сейчас должна быть достигнута в сложной реальности, заключающейся в том, что правительство Пакистана долгое время поддерживало Талибан. В ходе переговоров между американскими и пакистанскими официальными лицами пакистанцы требовали ряда ограничений в обмен на использование базы в стране, и они фактически требовали, чтобы они предварительно разрешали цели, по которым ЦРУ или военные хотели бы нанести удар по Афганистану, говорят три собеседника, знакомых с переговорами.

Дипломаты также изучают возможность восстановления доступа к базам в бывших советских республиках, которые использовались для войны в Афганистане, хотя они ожидают, что президент России Владимир Путин будет решительно против этого.

Отчеты ЦРУ и военной разведки по Афганистану становятся все более пессимистичными. В них отмечены успехи Талибов и других групп боевиков на юге и востоке и предупредили, что Кабул может пасть перед талибами в течение нескольких лет и снова стать убежищем для боевиков, намеревающихся нанести удар по Западу, по словам нескольких людей, знакомых с отчетами.

В результате официальные лица США видят необходимость в долгосрочном присутствии для сбора разведданных, в дополнение к контртеррористическим операциям военных и ЦРУ — в Афганистане в будущем после вывода войск из страны. Но переговоры по базам показывают, что у официальных лиц США до сих пор нет долгосрочного плана по обеспечению безопасности в стране, где они потратили триллионы долларов и потеряли более 2400 военнослужащих за почти два десятилетия.

Директор ЦРУ Уильям Бернс признал проблему, с которой сталкивается управление. «Когда придет время для вывода американских вооруженных сил, способность правительства США собирать данные об угрозах и реагировать на них уменьшится. Это просто факт», — сказал он сенаторам в апреле.

Несколько недель назад Бернс совершил необъявленный визит в Исламабад (Пакистан), чтобы встретиться с начальником пакистанских вооруженных сил и главой управления Межведомственной разведки (агентство военной разведки этой страны). По словам американских официальных лиц, знакомых с этими переговорами, министр обороны Ллойд Дж. Остин III часто звонил пакистанскому военному руководителю и просил о помощи для будущих операций США в Афганистане.

По словам людей, проинформированных о встрече, г-н Бернс не поднимал вопрос о базах во время своей поездки в Пакистан. Визит был посвящен более широкому сотрудничеству в борьбе с терроризмом между двумя странами. Но, по крайней мере, некоторые из обсуждений г-на Остина были более прямолинейными, по словам людей, о которых им рассказали.

Пресс-секретарь ЦРУ отказалась комментировать, когда ее спросили о поездке г-на Бернса в Пакистан.

Два десятилетия войны в Афганистане помогли превратить разведывательное управление в военизированную организацию: оно наносит сотни ударов с дронов в Афганистане и Пакистане, обучает отряды афганских коммандос и поддерживает большое присутствие офицеров ЦРУ на череде баз вдоль границы с Пакистаном. В какой-то момент во время первого президентского срока президента Барака Обамы у агентства было несколько сотен офицеров в Афганистане, что стало крупнейшим притоком агентов за рубежом со времен войны во Вьетнаме.

Эти операции дорого обходятся. Ночные рейды обученных ЦРУ афганских подразделений оставили после себя след злоупотреблений, которые усилили поддержку талибов в некоторых частях страны. Случайные удары беспилотников в Пакистане привели к гибели мирных жителей и усилили давление на правительство в Исламабаде, чтобы оно уменьшило его негласную поддержку операций ЦРУ.

Дуглас Лондон, бывший глава контртеррористических операций ЦРУ в Афганистане и Пакистане, заявил, что агентство, вероятно, будет полагаться на сеть информаторов в Афганистане, которые будут собирать разведданные о Талибане, Аль-Каиде, стабильности центрального правительства и других вопросах. Но без большого присутствия управления в стране, сказал он, проверка разведданных будет сложной задачей.

«Когда вы занимаетесь офшорными сделками, вы имеете дело с посредниками», — сказал г-н Лондон, который вскоре опубликует книгу «Рекрутер» о своем опыте в ЦРУ.

В краткосрочной перспективе Пентагон использует авианосец для запуска истребителей в Афганистане для поддержки вывода войск. Но присутствие авианосца вряд ли станет долгосрочным решением, и военные заявили, что он, вероятно, будет передислоцирован вскоре после ухода последних сил США.

Соединенные Штаты размещают беспилотники MQ-9 Reaper в регионе Персидского залива, летательные аппараты, которые могут использоваться как Пентагоном, так и ЦРУ для сбора разведданных и выбора целей для ударов.

 

Но некоторые официальные лица опасаются этих так называемых вариантов «за горизонтом», которые потребовали бы, чтобы самолет и беспилотники летели до девяти часов в одну сторону для миссии в Афганистане, что сделало бы операции более дорогостоящими, поскольку они потребовали бы больше беспилотников и топлива. Это также более рискованно, потому что подкрепление, необходимое для рейдов коммандос, не может быстро прибыть во время кризиса.

Пакистан — давний покровитель Талибана; он рассматривает эту группировку как критически важную прокси-силу в Афганистане против других групп, связанных с Индией. Разведывательное агентство Пакистана в течение многих лет предоставляло оружие и обучало боевиков Талибана, а также защищало лидеров группировки. Правительство Исламабада вряд ли одобрит любые удары США по Талибам, наносимые с базы в Пакистане.

Хотя некоторые американские официальные лица считают, что Пакистан хочет разрешить США доступ к базе, если он может контролировать ее использование, общественное мнение в стране категорически против любого возобновления присутствия Соединенных Штатов.

Министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши заявил законодателям в прошлом месяце, что правительство не позволит американским военным вернуться на авиабазы страны. «Забудьте о прошлом. Я хочу сказать пакистанцам, что премьер-министр Имран Хан не позволит разместиться ни одной базе США, пока он находится у власти», — сказал г-н Куреши.

Некоторые американские официальные лица заявили, что переговоры с Пакистаном пока зашли в тупик. Другие говорят, что этот вариант остается в силе, и сделка возможна.

ЦРУ использовали авиабазу Шамси на западе Пакистана для нанесения сотен ударов с помощью беспилотников во время всплеска военных действий, начавшегося в 2008 году и продолжавшегося в первые годы правления администрации Обамы. Удары были направлены в первую очередь на предполагаемых боевиков «Аль Каиды» в горных племенных районах Пакистана, но они также пересекали границу с Афганистаном.

Правительство Пакистана отказалось публично признать, что оно позволяет ЦРУ проводить операции, а в конце 2011 года было решено прекратить работу беспилотников после серии громких событий, которые разрушили отношения с Соединенными Штатами. Они включали арест подрядчика ЦРУ в Лахоре после смертельной перестрелки, секретной миссии американских коммандос в Пакистане для убийства Усамы бен Ладена и авиаудара НАТО под руководством США на афганской границе в ноябре 2011 года, в результате которого погибли десятки пакистанских солдат.

Американцы и пакистанцы «захотят действовать осторожно» с новыми отношениями, сказал Хусейн Хаккани, бывший посол Пакистана в США, который сейчас является старшим научным сотрудником Института Гудзона. Но, по его словам, заявление г-на Байдена о выходе войск вогнали «ЦРУ и министерство обороны, а также пакистанцев в сложные переговоры».

Американские дипломаты изучают варианты восстановления доступа к базам в Центральной Азии, включая объекты в Кыргызстане и Узбекистане, где во время войны размещались американские войска и офицеры разведки.

Госсекретарь Энтони Дж. Блинкен в этом месяце разговаривал со

своим коллегой в Таджикистане, хотя неясно, обсуждался ли во время разговора доступ к базе. Любые переговоры с этими странами, вероятно, потребуют значительного времени. Представитель Госдепартамента сказала только, что г-н Блинкен вовлекает страны-партнеры в то, как Соединенные Штаты реорганизовывают свои контртеррористические возможности.

 

По словам высокопоставленного американского чиновника, Россия выступает против использования Соединенными Штатами баз в Центральной Азии, и это, вероятно, приложит любые дипломатические усилия для обеспечения доступа к базам для целей военных ударов медленным процессом.

ЦРУ давно пессимистично смотрит на перспективы стабильности в Афганистане и эти оценки получили новое подтверждение в последние недели по мере того, как Талибы добились тактических успехов.

Хотя раньше у военных и аналитиков разведки были оценки, расходящиеся друг с другом, теперь они в целом согласны с тем, что афганскому правительству, вероятно, будет трудно удержаться у власти. Они считают, что в последние годы силы безопасности Афганистана были истощены из-за большого количества жертв. Объявление о выводе войск США — еще один психологический удар, который может ослабить силы.

По оценкам разведки, без постоянной поддержки со стороны Америки Национальные силы безопасности Афганистана ослабнут и могут рухнуть. Официальные лица работают над разработкой вариантов продолжения этой поддержки удаленно, но Пентагон еще не разработал реалистичного плана, который, по мнению официальных лиц, сработает.

Некоторые нынешние и бывшие чиновники скептически относятся к успеху советов на расстоянии или боевых действий. По словам Мик П. Малроя, бывшего агента ЦРУ, сбор разведывательных данных становится гораздо более трудным без большого присутствия в Афганистане

«Неважно, есть ли у вас способность нанести удар, если вы не видите цель», — сказал он.