Эксперт-аналитик Эльмира Ногойбаева прокомментировала ситуацию в Афганистане и в соседствующей с ним странах постсоветского пространства. Она уверена, что доминантные игроки меряются силами на территории Средней Азии.
«Ситуация с приходом «Талибана» к власти в Афганистане показывает, что начинается новый раунд взаимоотношений между Россией и Америкой, между Китаем и США, между разными игроками, государственными и религиозными. Мы снова возвращаемся в эпицентр раздора. Вопрос о суверенитете Кыргызстана встанет к нашему юбилею — 30-летию независимости страны. Это новый вызов для нынешних властей КР», — отметила она.
Надо смотреть не только с точки зрения двусторонних отношений, рисков, безопасности, но и геополитических сил — в какие альянсы мы войдем, добровольно туда попадем или нет.
Она заявила, что речь не идет о прямом вторжении «Талибана» в другие государства.
«Некоторые лидеры «Талибана» широко известны в центральноазиатских странах, в том числе в религиозных кругах Кыргызстана. Мы находимся в пространстве, где демонизированы Запад и все иное. Религиозное и антизападническое сообщество, которое видит развитие в патриархальном направлении, поддерживает то, что происходит в Афганистане. Не надо строить иллюзий. Афганистан и «Талибан» не однородны, и отношение к религии там тоже разное. Большой вопрос стоит в том, как «Талибан» будет поступать, в том числе с религиозными оппонентами: они будут широко представлены или с ними будут сводить счеты? Например, как поступят с тем же ИГИЛ? Возможно, пойдут на некоторые компромиссы или станут вытеснять их из страны?» — задается вопросом эксперт.
Она предполагает, что представители религиозных течений из Афганистана могут осесть в государствах Центральной Азии.
Политолог Марс Сариев также не исключает, что идеи исламского халифата и исламской справедливости могут найти благодатную почву и в Кыргызстане.
«Нельзя думать, что ситуация в Афганистане не будет распространяться на страны СНГ, в частности на государства Центральной Азии, в том числе Кыргызстан», — говорит он.
Если в государстве будет сильное социальное расслоение — очень маленький процент богатых людей и нищее большинство, то, конечно, идеи исламской справедливости могут попасть на благодатную почву.