Биткойн: может ли китайский сценарий повторится в США

Ведущий стратег, эксперт в области криптовалют Янис Кивкулис рассказал о том, может ли в США повториться история с биткоином. И каковы шансы, что Америка начнет борьбу с криптовалютой.

Борьба властей Китая с криптовалютами, по одной из версий, призвана укрепить позиции цифрового юаня, способного дать максимальный контроль над платежами в стране. США, хоть и с заметным отставанием от Китая и ЕС, но все же присоединяются к гонке по разработке CBDC.

Биткоин против цифрового юаня

Уже много лет политика Китая в отношении криптовалют выглядит как попытка зарезать курицу, которая несет золотые яйца. Некоторое время страна являлась мировым лидером по обороту криптовалют, затем – по развитию майнинга. Биткоин-сообщество даже начало опасаться, что китайское руководство попробует взять главную криптовалюту под контроль.

Но год за годом Китай ужесточал меры в отношении криптовалют, а недавние гонения на майнеров вынудили последних массово мигрировать, в частности в США. Платежным системам страны запрещено оказывать криптовалютные услуги, банки вовсе проверяют клиентов на предмет пользования цифровыми активами.

Почему Китай пошел на такие шаги? Наиболее реалистичная версия, что гонения на криптовалюты происходят с целью «расчистки поляны» под цифровой юань. На первый взгляд, на крипторынке основную конкуренцию быстрому и стабильному цифровому юаню представляют стейблкоины типа Tether, а не волатильный и медленный биткоин с 7 транзакциями в секунду и ежегодными колебаниями курса. Но первая криптовалюта не контролируется государствами, и в ряде случаев граждане предпочли бы делать платежи именно в нем или полностью анонимных монетах типа Monero.

Все транзакции с цифровым юанем подконтрольны Народному банку Китая, и чем меньше платежных альтернатив использует население – тем полнее контроль за всей финансовой системой. Новые запреты не остановят откровенно нелегальные бизнесы, но способны значительно сократить расчеты простых граждан в криптовалюте.

Получив контроль над большинством финансовых потоков в стране, Народный банк Китая может обеспечить цифровому юаню очень высокую стабильность курса и бросить вызов дешевеющему доллару. Пожертвовав биткоином, КНР получит шанс на укрепление не только национальной цифровой валюты, но и своего международного положения.

Почему в США китайский сценарий маловероятен?
На первый взгляд, разработка цифрового доллара могла бы привести в США к тем же последствиям, что и в Китае – конкуренции с криптовалютами. Однако американская ситуация по ряду аспектов сильно отличается от китайской. С высокой вероятностью США постараются не отказываться от цифровых активов, а выгодно их использовать.

Аргумент первый: курс на легализацию уже взят
Если в Китае положение криптовалют всегда было юридически сомнительным, то в США с 2019 года биткоин признан биржевым товаром. С 2020 года аналогично легализован Ethereum. Эти валюты можно покупать на официальных биржах типа Bakkt и ErisX, их клиентами могут быть крупные институциональные инвесторы, включая пенсионные фонды.

В марте 2021 года половину капитализации биткоина составляли институциональные капиталы. Листинг на бирже Nasdaq получила биржа Coinbase. Разворот ситуации на 180 градусов и запрет криптовалют для американского руководства теперь будет равносилен потере лица и удару в спину крупным финансовым игрокам.

Аргумент второй: юань и доллар в разных позициях.
Несмотря на колоссальный охват по населению, юань – это, в первую очередь, национальная валюта Китая. Он имеет довольно стабильный курс, и среди китайцев нет большого рвения к поиску альтернатив. Что касается доллара, то это главная мировая валюта, причем сейчас подверженная растущей инфляции.

В 2020 году совокупная долларовая масса выросла на 20%, в 2021 году этот рост продолжается. Для многих американцев криптовалюты оказались лучшим защитным активом против обесценивания доллара, и эти капиталы в основном остаются внутри страны.

Ограничив биткоин, Китай может создать надежный и очень прозрачный для правительства цифровой юань. Что касается США, то для них отказ от биткоина, напротив, сыграет против национальной экономики и валютной системы. Потеряв возможность инвестировать в криптовалюты в условиях перегретого фондового рынка, американцы будут вынуждены чаще переводить капиталы из доллара в другие мировые валюты. Оцифровка доллара здесь вряд ли поможет.

Аргумент третий: биткоин может стать «полунациональной» валютой США.
Бегство капиталов угрожает США в меньшей степени, чем другим странам. В 2020 году американцы заработали на инвестиция в криптовалюты $4,4 млрд, тогда как жители КНР – $1,1 млрд. Для других стран этот показатель еще ниже. Крипторынок работает на повышение благосостояния США, причем в значительной степени – уже на легальном поле.

Если для стран типа Турции или Венесуэлы переток капиталов из падающих национальных валют в криптовалюты был протестом, вотумом недоверия властям, то аналогичный переток из доллара выглядит, скорее, как обычное хеджирование валютных рисков.

Если США к тому же отнимут у Китая статус мировой столицы майнинга, то многие криптоактивы могут стать хотя и децентрализованными, но в значительной степени «американскими» валютами. В зависимости от ситуации граждане могут хранить средства в долларе или биткоине, но большая часть прибыли от оборотов криптовалют оседает в стране.

Степень контроля над криптовалютами зависит от страны

Цифровые валюты центробанков (CBDC) часто позиционируются как инструмент государств по тотальному контролю за финансовыми потоками. Однако национальные особенности в этом вопросе играют существенную роль. То, что под силу сделать Китаю по крайней мере внутри страны, выглядит утопичным для США или ЕС. И не только по причине «менее организованного» населения, но и в силу более широкого мирового принятия доллара и евро.

Для сохранения мирового господства США не требуется тотальный контроль за долларом, особенно, за его использованием в других странах. Легальный биткоин может оказаться для Штатов даже более выгодным инструментом и «запасной валютой», чем для Китая жестко регулируемый цифровой юань.