Риторика и.о. президента Кыргызстана меняется. Садыр Жапаров продолжает давать интервью, но в последнее время основной их темой является бесконечное объяснение тех или иных решений.
Так, 21 октября Жапаров объяснил, что главу ОАО «Международный аэропорт «Манас» Бактыбека Сыдыкова поставил Фонд госимущества, но он переговорил с ним и утром 22 октября он уйдет с должности.
22 октября Сыдыков сообщил, что сумел прорваться на прием к Жапарову и убедил его дать ему 10 дней. «В течение 10 дней я должен представить план мероприятий по ликвидации коррупции в аэропорту, устранить недовольства людей, которые привели ко всему этому [митинг недовольных]. Я пообещал. Премьер меня спросил, готов ли я самолично уйти, если не выполню. Я сказал, что готов уйти, если не справлюсь с работой», — сказал он.
По словам и.о. президента, Сыдыков обязался за 10 дней вернуть в государственную казну средства, попадающие в «левый карман». «С тех пор прошло 5 дней, у него есть еще пять дней времени», — сказал накануне Жапаров и добавил, что в случае невыполнения обещания Сыдыков просто не уйдет, а обязательно будет привлечен к ответственности. Счетчик уже оттикал 6 дней из 10.
В этом же интервью Жапаров честно признал, что ему приходится менять мнение. Например, о конституционной реформе. До этого он был готов провести парламентские выборы, а потом выборы президента и конституционные реформы. Теперь надо провести президентские выборы, а потом конституционные реформы и парламентские выборы.
Изменения в Конституцию: опыт прошлых лет
Выборы по одномандатным округам Кыргызстан уже опробовал в феврале 2005 года. Тогда выборы закончились перекрытием дорог, захватом административных зданий на юге страны и Мартовской революцией. Конфликт был очевиден — в одномандатных округах судьба мандата часто решалась между двумя равносильными кандидатами, которые при спорах сразу скатывались к открытому физическому конфликту. Обе стороны запрашивали помощь Бишкека в решении проблемы в свою пользу.
Президентско-парламентская система правления, которую мы знаем на примере Кыргызстана — это продукт, который закрепился в авторитарных странах. Де-факто в руках президента сосредоточена вся власть в стране и премьер-министр выполняет роль козла отпущения. Такая система удобна для президента — президент правит и время от времени выгоняет нерадивых премьеров, из-за экономической политики которых основная часть населения живет в нищете и бедности. Отсюда и результат — 24 премьер-министра за 29 лет независимости (не считая и.о.).
Систему курултая Садыр Жапаров объяснил в интервью «Аль Джазире» — раз в год каждый айыл окмоту отправляет на курултай делегата, где все делегаты решают судьбу президента и Жогорку Кенеш. Делегаты могут отвергнуть отчет президента и депутатов, после чего они уходят в отставку.
Это крайне нестабильная форма правления в теории, потому что в современном мире аналогов нет. Последний раз так управляли при первобытнообщинном строе, когда стран еще не было. Очень отдаленную систему можно найти в Швейцарской конфедерации в виде общинных сходов. Но даже там после 800 лет строительства государства общинный сход решает вопросы местного значения.
Сегодня Жогорку Кенеш после 5 лет пребывания в полусогнутом положении (это выражение самих депутатов), вдруг почувствовал силу. И силу он почувствовал на кандидате в министры соцразвития Аиде Исмаиловой.
Больше всех старался депутат Умбеталы Кыдыралиев, который напомнил об ответственности за «Черный июль», про люмпенов на площади 5-6 октября, про молодежь, за которыми стоят большие державы. Но депутат Айсулуу Мамашова вернула все в прежнее положение — по ее словам, молодежь устала от коррупции и подхалимства.
Но перед парламентом новое испытание на подхалимство — в зале ходят слухи, что инициативная группа хочет поменять спикера Каната Исаева. Информацию об этом подтвердил депутат Сайдулла Нышанов («Ата Мекен»), но он, по его словам, не стал подписывать эту инициативу.
Главный кандидат в спикеры депутат Талант Мамытов не стал опровергать эту информацию. «Ко мне еще не подходили за подписью», — только это он сказал.
Почему решили сменить спикера и почему именно Мамытов? Разворот в Жогорку Кенеше нужно связывать с предстоящей отставкой Жапарова с должности и.о. президента и премьер-министра с целью участия на президентских выборах.
Если 13 октября Исаев отказался быть и.о. президента, то в декабре ситуация может поменяться. Другими словами, он может стать президентом и спикером на 3 месяца. За это время можно не только снять себя с крючка и повлиять на результаты президентских выборов, но также посадить на крючок других.
В целом, Жапарову для легитимизации своей власти каждый день приходится преодолевать новые препятствия, например, теперь убеждать депутатов поменять спикера. С каждым днем оппозиция консолидируется и крепнет (должностей на всех не хватит). Похоже, на этом блицкриг закончился…