Что ждет Кыргызстан в контексте мировых событий

Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор, рассказала о том, каким ей видится Кыргызстан в условиях новой реальности, в контексте мировых событий.

«Нынешний мир – это мир неоднозначной смены ориентиров, когда сосуществуют глобализация как тенденция развития цифрового бытия с ее нацеленностью на единые нормы и стандарты жизни, и постглобализация, или де-глобализация, как ориентир на единичные ответы на вызовы времени, проявляющие уровень инстинкта самосохранения. В таком противоречивом мире приходится сложно и империям, и большим государствам, не говоря о маленькой, пока еще не вставшей на ноги независимой республике. И все же не просто имеет смысл найти свой ответ, а значит занять свою нишу в мировом сообществе, скорее, это жесточайшая необходимость, непонимание которой может привести к более чем печальным последствиям.

Суверенное национальное государство, основополагающая единица глобального мира, в первую очередь должно обладать самодостаточностью для представления себя в мировом пространстве.

Необходимо признать, что судьба маленьких государств зачастую зависит от умелого сочетания стратегии существования и развития в контексте многовекторности политических ориентиров. При этом важно понимать, что поступаться национальными интересами в угоду того или внешнего проекта недопустимо, однако вся новейшая история независимого Кыргызстана пестрит различными фактами, интерпретация которых с неизбежностью позволяет говорить о том, что мы упустили, а не приобрели. Это касается и продажи земель Каркыры, и многих противоречивых фактов Кумтора, и нашумевшей истории с Узонгу-Куш.

В настоящем интересы внешних игроков по-прежнему пересекаются, именно поэтому имеет смысл рассмотреть плюсы и минусы внешнеполитических проектов, которые, так или иначе, затрагивают существо республики.

В течение всего новейшего периода развития Кыргызстан будоражил мировое информационное сообщество каждым новым фактом революционного свержения власти. Это преподносилось как реализация своеобразного азиатского варианта свободы, т.е. приоритета либеральных ценностей.

Настоящий кризис, ускоренный пандемией, вызвал шквал недоверия в адрес глобализации и ее политического фарватера – либеральной демократии. Вместе с тем тенденция цифровизации не позволяет утверждать, что глобализация – пройденный этап развития, она таит в себе множество вариантов, от позитивных до апокалиптически катастрофичных. В этой связи развитие Кыргызстана в контексте либеральных ценностей – это проект с непредсказуемым результатом.

Ориентируясь на данный внешнеполитический проект, необходимо осознавать, что тенденция цифровизации для государства, которое вынуждено совершать скачок где-то из традиционного, где-то из индустриального общества сразу в цифровое, по пути захватывая элементы постиндустриальной цивилизации, с неизбежностью сопровождается различного рода катаклизмами. Это означает, что хаос закономерен, поскольку свои некогда существующие фишки в виде развитых аграрных хозяйств мы разрушили; точно также некогда передовые заводы и фабрики как опора индустриализма канули в небытие; сферу услуг как основу постиндустриализма мы не довели до необходимого мирового уровня, и прямиком «сунулись» в глубины информационной цивилизации.

Второй внешнеполитический проект, все более актуализирующийся с течением времени, это продвижение евразийской интеграции. Данный проект всегда был более понятен ввиду того, что жизнь в некогда едином государстве наложила общий отпечаток и на психологию людей, и на нюансы экономико-политико-социального единства. Еще одним немаловажным фактором выступает тот момент, что на наше контекстуальное мышление довольно органично лег пласт коллективизма, тем самым прямого противоречия не было. Это означает, что у данного проекта есть существенные шансы. Неслучайно именно сейчас евразийский проект обнаруживает новую волну в некоторых постсоветских государствах. Вместе с тем у любого внешнеполитического проекта есть свои плюсы и минусы.

На какой бы внешнеполитический проект мы ни обратили внимания, любой из них преследует определенные национальные интересы внешних игроков, и это естественно, логично и закономерно. Именно поэтому имеет смысл Кыргызстану преследовать свои национальные интересы в ориентире на определение стратегии и тактики развития государства. Именно поэтому и существует понятие исторической ответственности национальной элиты, которая по логике вещей должна определять ориентиры как внутри государства, так и во вне.