Маркировка товаров в Кыргызстане: миф или реальность?
Последствия пандемии нанесли серьезный удар по экономикам многих стран мира.
Развивающаяся экономика Кыргызстана не стала исключением. Страна пытается защититься от негативных последствий коронакризиса. Что происходит в стране и в мире.
Недавно министр экономики КР Санжар Муканбетов сообщил, что по итогам шести месяцев объем внутреннего валового продукта снизился на 5,3%, составив лишь 228 млрд сомов. Показатели промышленности выросли всего на 0,1%, а показатели сельского хозяйства на 1,6%. Самые большие потери понесли отрасль строительства (10%) и сфера услуг (9,2%). По его словам, согласно прогнозам международных организаций, падение роста экономики может составить до 3-10%.
Справочно! Всемирная торговая организация спрогнозировала сокращение товарооборота в мире на 30%.
В июне 2020 года аналитики Евразийского банка развития объявили, что среди стран ЕАЭС наибольший процент падения ВВП наблюдается в Кыргызстане, а именно, «минус 3,8%». Для сравнения падение ВВП среди членов ЕАЭС: в Казахстане — 0,2%, в России — 1,9%, в Армении — 1,7%, в Беларуси -3,3%. Однако по расчетам Министерства финансов КР, падение ВВП в 2020 году еще ниже — 5,3 %.
Правительство высчитало, что и без того дефицитный бюджет по итогам года получит на 30 млрд сомов меньше, чем планировалось (примерно 133 млрд сомов вместо 163 млрд сомов). Если пандемия затянется, эти расчеты будут пересматриваться еще не раз.
Объем промышленной продукции в январе-июне 2020 года составил более 153 миллиардов сомов и по сравнению с январем-июнем прошлого года возрос на 0,1 процента за счет увеличения объемов производства фармацевтической продукции (в 2,4 раза), химической продукции (на 10,9%), добычи полезных ископаемых (на 9,8%), производства основных металлов и готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 9%).
Отрицательные тенденции наблюдались в строительстве, где снижение объемов составило 9,1 процента, оптовой и розничной торговле – 14,9%, тогда как в. сельском хозяйстве, напротив, отмечался рост объемов на 1,6%.
В январе-июне 2020 года (по сравнению с декабрем прошлого года) потребительские цены и тарифы в целом по республике повысились на 3%, что обусловлено ростом цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки на 6,4%, алкогольные напитки и табачные изделия — на 5,4%. Вместе с тем, в июне текущего года по сравнению с декабрем прошлого года цены на непродовольственные товары снизились на 1%, а также тарифы на услуги снизились на 0,1%/
Максимальный прирост потребительских цен и тарифов с начала текущего года зафиксирован в Таласской области (5,7%) что обусловлено наибольшим повышением цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки (на 12,8%).
Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики в январе-мае 2020 года составил 2 125,8 млн долларов и по сравнению с январем-маем 2019 года снизился на 22,7%, при этом, экспортные поставки увеличились на 1,2%, а импортные поступления, напротив, уменьшились на 31,8%.
Объем взаимной торговли республики с государствами-членами ЕАЭС в январе-мае 2020 года составил 927,4 млн долларов и по сравнению с январем-маем 2019 года уменьшился на 11,9%.
При этом, экспортные поставки сократились на 18,9%, импортные поступления — на 9,9%. Наибольшая доля взаимной торговли республики с государствами-членами ЕАЭС пришлась на Россию (68,4%) и Казахстан (29,6%).
Отраслевая структура экономики Кыргызской Республики с периода обретения независимости сильно изменилась. Так, если в 1990 г. доля промышленности составляла 26,4% от ВВП, сельского хозяйства — 32,7, строительства — 7,7, сферы услуг — 33,2%, то в 2019-м ситуация изменилась: доля промышленности — 17,9%, аграрной отрасли — 12,1, строительства – 9,7, в то время как удельный вес сферы услуг превысил 50,2%.
Во время кризиса сильно пострадала сфера услуг, где большинство составляет туристический, гостиничный, ресторанный бизнес, торговля, транспортные и другие услуги, а также строительная отрасль, в связи со значительным уменьшением денежных переводов наших соотечественников из-за рубежа.
Изменившаяся отраслевая структура экономики Кыргызской Республики свидетельствуют, что за годы независимости мы научились хорошо торговать и постепенно сокращаем объемы серьезного и значимого на мировых рынках производства. Однако, то производство, которое есть в нашей стране не всегда показывает реальные цифры.
По данным Нацстаткомитета 24% бизнеса находится в тени, по данным международных экспертов — 40% бизнеса, а по неофициальным данным международных исследователей — 60-70% компаний работают непрозрачно.
Эти факторы влияют на развитие бизнеса. В 2019 году, по опросам представителей бизнеса, в том числе малого, исследование показало, что только в сфере предпринимательства уровень теневой экономики может достигать 37% ВВП. Такой высокий показатель выявлен без учета домашних хозяйств, индивидуальных предпринимателей и криминальной экономики.
В Кыргызстане очень много подделок. Например, лекарства — их подделывают, ввозят незаконно. Так в аптеки попадает очень много контрафакта. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Соответственно, они не проходят проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество лекарств. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и некачественный товар, вместе с этим подрывает свое здоровье. Перечень таких товаров очень велик, это сотовые аппараты, парфюмерия, программное обеспечение для компьютеров, бытовая и другая техника, продукты питания, алкоголь и многое другое.