COVID-19: осложнения у детей

В Кыргызстане сравнительно небольшое количество детей, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Куда более богатый материал для исследователей собран в США, где COVID-19 выявлен у 100 тысяч детей.

Тем не менее и кыргызстанские врачи смогли обобщить, полученные данные, и сделать выводы о том, какими осложнениями грозит инфекция маленьким пациентам.

Хотя и считается, что несовершеннолетние легче переносят коронавирус, болезнь таит опасности и для их неокрепших организмов.

Директор Национального центра охраны материнства и детства (НЦОМиД) Камчыбек Узакбаев сообщил, что официально с марта в Кыргызстане COVID-19 был выявлен у 388 детей, из них один младенец умер.

“Ему не было и года. К нам в больницу его не привозили. Других летальных исходов среди детей, по официальным данным, нет. Наши коллеги из Нарына подтвердили, что анализы показали наличие коронавируса у умершего малыша. Как только вирус проник в Кыргызстан, он был выявлен у ребенка, имеющего заболевание крови.

Вообще, мы предполагали такое, потому что обычно у таких детей наблюдается анемия, ослабленный иммунитет. Когда эпидемия только началась, мы, медики, обсудили и выявили несколько групп риска. И возглавляют этот список именно дети, имеющие заболевания крови. За ними идут те, кто имеет хронические заболевания, на третьем месте – перенесшие различные хирургические вмешательства. Для них всех вирус, инфекция несут угрозу”, —говорит врач.

По его словам, сейчас проводятся профилактические меры по защите детей в осенне-зимний период. Из-за нехватки в регионах педиатров, детских реаниматологов-анестезиологов, предусмотрено и дополнительное обучение специалистов. Помимо этого, властям направлен запрос об открытии детских отделений в строящихся инфекционных больницах.

Риск, что с началом работы детских садов и школ, вирус больше распространится среди несовершеннолетних, очень высок.

«Мы должны очень тщательно отслеживать эпидемиологическую ситуацию. А родители, чьи дети пойдут в детсады и школы, должны приучить их правилам личной гигиены, мытью рук с мылом, пользованию антисептиком и соблюдению социальной дистанции. Помимо этого, в детсадовских группах у нас очень много детей, необходимо сокращать это число, если мы хотим успешно осуществить инфекционный контроль. Вдобавок к этому мы планируем обучить работающих с детьми преподавателей и воспитателей тому, как распознавать первые признаки коронавируса», ‒ рассказал глава НЦОМиД.

Между тем бишкекский врач Бекмамат Сурапов рассказал, что где-то с середины июля лечил почти всех членов одной семьи, где у самого младшего – семилетнего ребенка — из-за осложнений после вируса было выявлено аутоиммунное заболевание – синдром Кавасаки.

“По всем признакам у него был васкулит. Я синдром Кавасаки тогда особо в расчет не взял, потому что это все-таки редкая патология. Но потом я все-таки понял, что у него это заболевание. Две недели он лечился амбулаторно, дома, сдавал анализы. Сейчас с ним все в порядке. Синдром Кавасаки — довольно редкое заболевание, не думаю, что даже [наши] опытные гематологи когда-то с ним сталкивались… Я до этого довольно часто сталкивался с геморрагическим васкулитом, а так как Кавасаки — это почти тот же васкулит, патогенетически они ничем не отличаю, мы вели его как васкулит, и в принципе все хорошо сейчас.

В этой семье четверо детей младше 10 лет, в том числе грудной ребенок. Все они сдали анализы на COVID-19, и он у всех подтвердился, то есть вышел иммуноглобулин G, что означает перенесенную инфекцию. Если же говорить о мальчике, у которого было подозрение на синдром Кавасаки, у него случилось переохлаждение – он купался в бассейне. И через день у него началось ухудшение состояния, повысилась температура. И как сейчас рекомендуют многие специалисты, изучающие COVID-19, всем переболевшим надо избегать переохлаждения и перегревов в течение полугода после выздоровления. Но я такую же рекомендацию дал бы и родителям, чьи дети перенесли болезнь”, — рассказывает Бекмамат Сурапов.

Медики Кыргызстана утверждают, что если у ребенка нет хронических заболеваний, то течение болезни после заражения коронавирусом может быть относительно легким.

 

Вместе с тем западные ученые доказали, что острая форма респираторного заболевания может вызвать осложнения в виде аутоиммунных заболеваний.

Аспирант университета в Роттердаме и член Московского общества терапевтов по изучению коронавируса Амир Талипов перечислил симптомы синдрома Кавасаки, который может быть выявлен у детей, кто в тяжелой форме перенес COVID-19: “Признаков очень много на самом деле, но самые частые – это сильные головные боли, резь в глазах, конъюнктивит и гастроэнтерологические синдромы: тошнота, понос, рвота. Кроме того, могут быть те или иные кровотечения, особенно носовые. Также встречаются сильная боль в животе, которая может быть похожа на воспаление аппендикса, проблемы с желчными путями, печенью. И как подсказка от организма — на коже больного наблюдается сыпь: очень мелкая, по всему телу”.

Молодой ученый подчеркнул, что такой диагноз может поставить только врач-клиницист при осмотре.

“И самый простой, рутинный метод – это обычный общий анализ крови. Но второй показатель – это данные по С-реактивному белку, который отражает уровень воспаления. В итоге сумма клинических проявлений и грамотно собранный анамнез со слов родителей и самого́ ребенка, если он может объяснить свое состояние, позволит выставить этот диагноз. И делать это надо срочно, потому что от этого зависит жизнь. Синдром Кавасаки довольно редкое заболевание, но это не значит, что его нет”, — утверждает Амир Талипов.

Для создания протокола по выявлению и лечению аутоиммунных заболеваний и болезней крови у детей после перенесенного коронавируса в НЦОМиД была создана специальная группа медиков. Эти специалисты, помимо прочего, будут определять и пути восстановления здоровья несовершеннолетних, которые переболели COVID-19.