Фарид Ниязов, находящийся под стражей в СИЗО-1 написал о “льготной” категории подозреваемых и о неравенстве в кыргызстанском обществе.
Экс-руководитель аппарата Президента обратился к действующему Президенту Садыру Жапарову, чтобы напомнить ему — «У каждой борьбы с коррупцией есть оборотная сторона».
Ниязов, в своем обращении, написанном в следственном изоляторе, поднял вопросы, которые, по его мнению встанут перед новыми руководителями страны, в связи с возможностью откупиться, которую они предоставили коррупционерам.
«Какая разница между вороватым чиновником и другими преступниками? Кто опаснее и кому благоволит государство?» — пишет он.
“Ответ, казалось бы, очевиден: опасны оба и перед законом все равны. На практике, однако, мы видим иное. Пойманные на воровстве чиновники оплачивают ущерб и тут же выходят под домашний арест не успев даже осмотреться в тюремной камере. Понятно, что речь идет не о политических заключенных, а о конкретных казнокрадах, которые будучи на государственной службе умудрились и особняки огромные отстроить (прикупить); стать владельцами торговых центров, отелей, пансионатов, а также другого рода бизнеса; детей за рубежом отучить. Благосклонность государства к таким обвиняемым становится вызывающе очевидной” — рассказывает Ниязов.
Он отмечает, что таким правом могут воспользоваться далеко не все кыргызстанцы, кроме того, большая часть страны не имеет материальной возможности ожидать приговора, находясь под домашним арестом.
“В то же время менее везучие обвиняемые и подозреваемые в иных, не связанных с коррупцией преступлениях ожидают решения суда за решеткой, познавая все, мягко говоря, трудности содержания в отечественных тюрьмах.
За почти 20 месяцев вынужденного нахождения в СИЗО-1 г. Бишкек убедился, что большинство этих людей составляют обычные граждане, оступившиеся на жизненном пути, преимущественно из бедных слоев населения, совершившие преступления в первый раз, многие по неосторожности, без злого умысла или же в состоянии отчаяния от неумения обеспечить материальный достаток своим семьям. Но если даже ими оплачен нанесенный преступлением ущерб, такую «льготу» как домашний арест или выход под залог, никто не предлагает…”
Достаточно вспомнить нашумевшую историю жителя г.Токмок, который ограбил аптеку ради лекарств для больной дочери. Наутро пришел с повинной и погасил ущерб. Но его задержали и осудили на 5 лет лишения свободы несмотря на просьбы представителей ограбленной аптеки отпустить горе-грабителя. Правда, после огласки в СМИ суд второй инстанции сократил срок до 2,5 лет.
Безусловно, преступление должно быть наказано. Этого никто не оспаривает. Но общество имеет право знать, почему одни обвиняемые могут дожидаться приговора или окончания следствия у себя дома, а другие- обязательно в тюрьме?
Немецкий мыслитель XIX века Ницше отмечал, что «Мы проявляем несправедливость не к тем, кто нам противен, а к тем, до кого нам нет никакого дела». Между богатыми и бедными и без того огромная пропасть. Искусственное углубление государством этой пропасти чревато еще более негативными последствиями».