Готов ли Кыргызстан к электронному голосованию?

Бишкек, 19.06.24. /Кабар/. Кыргызстан ожидает большой избирательный цикл. Осенью этого года планируется провести выборы депутатов местных кенешей по всей республике, а в 2026-2027 годы – парламентские и президентские выборы.

13 июня группа депутатов Жогорку Кенеша внесла на рассмотрение парламента проект закона «О внесении изменений в закон «О выборах депутатов местных кенешей».

В проект внесено новшество для избирательной системы страны — электронное голосование.

Основной целью внедрения электронного голосования является повышение явки избирателей. Не секрет, что в последние годы наблюдается рекордно низкие показатели участия избирателей на выборах, что в свою очередь, в последующем может вызвать законные вопросы к легитимности избранных представителей власти.

К примеру, на повторных выборах депутата Жогорку Кенеша по Ленинскому одномандатному избирательному округу 10 сентября 2023 года явка составила всего 15,85%, т.е. из 127 тысяч зарегистрированных избирателей на участки пришли всего 20 тыс. человек – только каждый шестой.

Электронное голосование по задумке должно вовлечь в избирательный процесс внутренних и внешних мигрантов, которые не могут в день голосования прийти на избирательные участки, где прикреплены.

Как известно, центральная избирательная комиссия Кыргызстана в пилотном режиме протестировала две модели электронного голосования.

На выборах депутатов трёх айылных кенешей Баткенского района Баткенской области, прошедших 9 апреля 2023 года, использовали одну из них – избирателям устанавливали на мобильном телефоне специальное приложение или они должны были войти на специальный электронный портал ЦИК через персональный компьютер, и с помощью данных технологий они могли удалённо проголосовать, даже находясь за границей.

По данным ЦИК, в этом голосовании приняли участие 28 088 избирателей, что составило 39,01% от общего числа включенных в список, т.е. практически каждый второй.

8 октября 2023 года на выборах депутатов Саруйского айылного кенеша Иссык-Кульской области апробирована вторая модель – электронное дистанционное голосование.

Для этого в Бишкеке в здании ЦИК организовали избирательный участок, на котором могли проголосовать жители села Саруу, временно проживающие в столице и по разным причинам не имеющие возможности проголосовать в день выборов по месту постоянной прописки в своём родном селе.

Итоги дистанционного голосования были получше – на участок в Бишкеке пришли 64 из 110 избирателей, что составило 58,18% от числа включенных в список избирателей.

Однако, ЦИК пришлось приложить большие усилия для получения таких результатов — сотрудники индивидуально обзванивали всех саруйцев, находящихся в Бишкеке, чтобы они пришли на участок, и даже на машине организовали подвоз, чтобы они могли проголосовать.

Результаты обеих форм электронного голосования показали не очень хорошие результаты, но ЦИК пока ничего другого предложить не может.

Если вернуться к заседанию парламента от 13 июня, докладчик депутат ЖК Марлен Маматалиев обозначил, что электронное голосование является требованием времени, поэтому рано или поздно придется его внедрять.

Однако механизмы его внедрения еще не разработаны. Маматалиев предположил, что избирателям будет необходимо получить электронную подпись и пройти биометрическую идентификацию через систему «Тундук». Он даже не исключил возможности использования искусственного интеллекта для распознавания махинаций на выборах.

Председатель ЦИК КР Нуржан Шайлдабекова привела в пример Эстонию и Швейцарию, где используются некоторые формы электронного голосования. По её оценке, электронное голосование в пилотном режиме успешно апробировали в двух форматах на выборах в Баткенской и Иссык-Кульской областях.

Однако депутаты, на своём опыте знающие все подводные камни избирательного процесса, выразили недоверие предлагаемым электронным формам голосования.

Депутат ЖК Нуржигит Кадырбеков высказал опасение, что электронное голосование откроет пути к коррупции, отметив, что изобретательные кыргызстанцы всегда находят различные пути для осуществления махинаций на выборах.

Дастан Бекешов выразил мнение, что электронное голосование внедрять на республиканских и городских выборах еще рано, так как это может создать проблемы, ведь наблюдатели уже будут не нужны.

Он высказал также сомнение в обеспечении тайны голосования, приведя в пример голосование в Жогорку Кенеше. «Депутаты голосуют тайно через электронное голосование, но на самом деле оно не тайное, при желании спикер или вице-спикер могут посмотреть, кто как голосует. Я не верю в тайные голосования, я уже это в 2012 году узнал, как это делается», — заявил депутат.

Бекешов также выразил опасение, что электронное голосование можно использовать для махинаций.

«Электронное голосование нужно в особых случаях, когда в командировку уезжаешь. А если всех и каждому дать возможность…. Тогда можно в офисе всех собрать и сказать: давай голосуй вот так. Тогда в подкуп все перейдет, что даже МВД, ГКНБ, ЦИК, УИК не смогут найти, где подкуп голосов», — отметил Дастан Бекешов.

Депутат Маматалиев признал, что вопрос внедрения электронного голосования еще сырой. «Если мы не будем готовы, то на это не пойдут ни ЦИК, ни парламент, ни партии», — отметил он.

Председатель ЦИК Шайлдабекова также отметила, что в первую очередь необходимо решить вопросы об инструментах объективного наблюдения со стороны общественности и обеспечения кибербезопасности.

Добавим, что в Эстонии система электронного голосования позволяет избирателю проголосовать через смартфон, однако, не все здесь однозначно. Практически каждые электронные выборы с 2005 года оспариваются в судебных органах.

В России в последние годы также используется электронное голосование, но в ходе выборов отмечались многочисленные технические неполадки: оборудование не выдержало нагрузки, система не функционировала определённое время, после выборов в интернет утекли персональные данные избирателей.

Кроме этого, дистанционное электронное голосование в России вызвало вопросы в плане непрозрачности, наблюдатели отмечали, что его результаты невозможно проверить и это порождает недоверие к итогам выборов.

Отметим, что спусковым крючком всех трех революций в Кыргызстане стала фальсификация итогов выборов, вызвавшая массовое недовольство участников и населения.

Таким образом, сама избирательная система в настоящее время стоит перед нелёгким выбором: с одной стороны необходимо увеличивать явку избирателей, а с другой имеются опасения — не станет ли новый и непредсказуемый инструмент, то есть электронное голосование, источником для массовых махинаций и конфликтов?!