ИАЦ «Кабар». Актуальные вопросы и перспективы решения водных проблем в Центральной Азии

Недостаток воды в Кыргызстане и в регионе становится одной из наиболее серьезных проблем для стран Центральной Азии (ЦА). Регион остро нуждается в воде особенно в отопительный и вегетационный периоды, которые взаимосвязаны между собой и дают основу для сельского хозяйства и промышленности. Однако дефицит водных ресурсов, связанный с глобальными изменениями экологии и влияние других факторов, сегодня создают новые вызовы и угрозы привычному укладу использования водных ресурсов в регионе.

В Бишкеке, эксперты обсудили актуальные проблемы водопользования. Так, на международной конференции «Дефицит гидроресурсов в Центральной Азии: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях». Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» совместно с ОФ «GreenEnergy» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.

По словам экспертов в регионе наблюдается ухудшение ситуации с водными ресурсами. Резкие изменения климата, в том числе увеличение температуры и снижение количества осадков, ведут к сокращению объемов воды в реках и водохранилищах.

Как отметил секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов, чрезмерная деградация окружающей среды и изменения климата приведут к их сокращению во многих развивающихся странах. ООН в своих докладах и экспертных оценках отмечает, что если не принять меры по сохранению водных ресурсов уже сейчас, то к 2050 году более 5 млрд. человек будут иметь проблемы с доступом к воде. Аналитики ВБ прогнозируют, что к 2050 году на фоне роста населения в ЦА до 90 млн человек, дефицит воды составит 25-30%. При этом потребность в водных ресурсах, используемых для земледелия, может возрасти на 30% уже к 2030 году.

«В настоящее время основными вызовами для Кыргызстана являются сокращение доступной чистой воды питьевого качества; высокий износ водохозяйственной инфраструктуры; проблемы трансграничного вододеления; не завершенность реформирования системы управления водных отношений», — говорит Иманкулов.

Секретарь Совета безопасности отметил и ряд других проблем, которые также влияют на водную безопасность страны. В числе которых ситуация с ледниками в Кыргызстане, которая вызывает сильную тревогу и требует принятия экстренных мер и действий уже сегодня. По его мнению, необходимо усилить, национальные и региональные инициативы, направленные на развитие трансграничного сотрудничества посредством нахождения общих взаимовыгодных экономических решений.

«Отдельно следует отметить проблему, возникшую в результате строительства канала Куштепа в Афганистане, которое началось в марте 2022 года. Его протяженность составит от 285 до 340 километров. По информации талибской администрации, канал будет построен в два этапа без технической и финансовой поддержки извне, и ежегодно он будет забирать из Амударьи 10 км3 воды. Уменьшение воды в Амударье неизбежно приведет к увеличению забора воды для сельскохозяйственных и других нужд из Сырдарьи, что опять же породит проблемы с нехваткой воды для других регионов и как следствие может привести к локальным конфликтам на данной почве», — считает эксперт.

В свою очередь замминистра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КР Алмазбек Сокеев подчеркнул, что в сфере водопользования существует много проблем, требующих оперативного решения.

«В свете изменения климата нам надо адаптироваться к новым ситуациям. Если раньше маловодья случались примерно раз в 6 лет, то сейчас это происходит практически через год. Кроме того, сдвинулись циклы, если раньше вода приходила в мае, то сейчас приходит в июне. Как показал прошлый год, в мае у нас водность была в четыре раза ниже нормы. Т.е. нам нужно отрегулировать свою деятельность с учетом этих условий. Учитывая тенденцию к маловодиям, необходимо строить новые гидросооружения, в противном случае мы не сможем полноценно подавать воду. При этом всем странам ЦА нужно научиться экономнее использовать водные ресурсы», — подчеркнул Сокеев.

Он добавил, что важно применять современные виды орошения, для экономии водных ресурсов, отметив, что в Кыргызстане сегодня ведется активная работа по минимизации потерь в водопользовании. Так как большое внимание уделяется ирригационной системе.

«За последние три года в 7-8 раз увеличено финансирование на ирригационные сети, которые необходимо привести в рабочее состояние. Сегодня в нерабочем состоянии у нас находятся около 40% ирригационных сооружений, которые находятся на балансе государства. Что касается сельскохозяйственных каналов на балансе сельских управ, то ремонтировать и очищать нужно примерно 70% из них. За последние полгода нам удалось увеличить объем подачи воды примерно на 40%. Многие каналы сегодня очищены и функционируют. Реконструкция этих сооружений позволит минимизировать потери, а это значит, что мы сможем подавать больше воды странам низовья», — рассказал А. Сокеев.

В свою очередь директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР, доктор географических наук, профессор Догдурбек Чонтоев поднял серьезную проблему отсутствия экономической составляющей по использованию воды поступающей с территории других стран.

«Они используют её по-прежнему бесплатно, не возмещая никаких затрат Кыргызстану за обслуживание и эксплуатацию водохранилищ и других ирригационных сооружений межгосударственного использования, регулирующих сток рек и подающих воду в соседние государства, т.е. эти объекты обслуживаются и содержатся только за счет бюджета республик», — пояснил эксперт.

При этом он подчеркнул, что все водорегулирующие сооружения, построенные более полувека назад, сегодня находятся в опасном техническом состоянии и представляют реальную угрозу выхода из строя, что грозит катастрофой не столько Кыргызстану, сколько равнинным государствам, расположенным в низовьях рек – Узбекистану и Казахстану.

«В природном отношении ЦА представляет собой единую территорию, единство которой обеспечивается, прежде всего, речными системами – Амударьей, Сырдарьей, Чу, Таласом. В такой ситуации только сообща, при долевом участии всех государств, может быть обеспечена надежная эксплуатация межгосударственных гидротехнических объектов, а следовательно, и гарантированная подача воды», — пояснил глава Института водных проблем.

Эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев обращает внимание в первую очередь, на рост численности населения, изменение климата, освоение новых земель и загрязнение окружающей среды, которые влияют на изменения и в ситуации с водой. Нехватка водных ресурсов, по его мнению, ведет к засухе, деградации почв и опустыниванию.

«Еще одной причиной нехватки воды станет строительство канала Куштепа в Афганистане, который будет забирать из реки Амударья почти 60% воды, а это скажется на странах низовья – Узбекистане и Туркменистане», — отметил он.

Недостаток как поливной, так и питьевой воды из-за изменения климата и неэффективного управления водными ресурсами создают существенные вызовы для стран ЦА.

«При этом в складывающихся условиях странам региона вероятней всего придется определяться и с наиболее оптимальным внешнеполитическим арбитром, а также гарантом урегулирования водных проблем в ЦА. Безусловно, на эту роль будут претендовать стратегические партнеры стран региона, прежде всего, Россия. Это обусловлено тем, что Москва не имеет недостатка в гидроресурсах, и не станет решать свои водные проблемы за счет стран ЦА. При этом российская сторона нацелена на сохранение социально-экономической стабильности в своем приграничье и соответственно готова вкладывать политические и экономические ресурсы в улучшение водоснабжения в странах ЦА», — добавил эксперт.

Вопросы водных ресурсов остаются одними из наиболее актуальных для Центральной Азии. Однако используя новейшие технологии, как в сельском хозяйстве, так и в плане бережного отношения к природе, в регионе можно будет избежать сильных последствий, в связи с сокращением водных ресурсов. Однако, как подчеркивают эксперты, для этого необходимо принятие комплексных мер, которые обеспечат устойчивое управление водными ресурсами и соответственно их доступность для всех стран региона.

ИАЦ «Кабар».

Мирлан Киизбаев.

Exit mobile version