ИАЦ «Кабар». Добыча урана и радиационный фон. Фейки, мифы и реальность

Парламент Кыргызстана одобрил закон отменяющий мораторий на разведку и добычу ториевых и урановых месторождений. Документ был принят уверенным большинством голосов депутатов. Вопреки нездоровой и токсичной атмосфере в интернете, подогреваемой, в том числе, иностранными СМИ, обсуждение в Жогорку Кенеше проходило по-деловому спокойно с подробными разъяснениями, чтобы все депутаты могли разобраться и вникнуть в так называемую урановую тему. За редким исключением, суть вопроса поняли почти все. Во втором и третьем чтениях проект поддержали 70 из 78 парламентариев, отправив его на подпись президенту.

На заседание прибыл председатель кабинета министров Акылбек Жапаров. Он объяснил, что природные богатства Кыргызстана, в том числе редкоземельные металлы, должны приносить пользу народу. Цены на эти ресурсы во всем мире растут, поэтому, для нашей экономики, пережившей пандемийный шок, а затем и политические потрясения, нужно максимально выгодно использовать имеющиеся природные ресурсы, которые в буквальном смысле находятся у нас под ногами. Глава кабмина заверил, что экологические проблемы и угроза радиоактивности — это вымысел, и имеющиеся сейчас технологии позволяют извлекать редкие элементы без какого-либо урона для окружающей среды. Тем более, если говорить о месторождении Кызыл-Омпол, то там на поверхности находится титаномагнетит, содержащий мизерную примесь урана. Эти ископаемые нужно просто собрать и отправить на переработку.

Акылбек Жапаров заострил внимание на том, что отдельные СМИ безосновательно спекулируют на урановой теме, пытаясь повлиять на общественное мнение и создать напряженность. Пугают испорченной экологией и оттоком туристов. «Недостоверную информацию распространяют радиостанции других стран. Лишь бы выступать против работ. Эти страны хотят, чтобы мы исчезли. Сейчас никто не хочет, чтобы мы развивались. Те, кто за горами, уже добывают уран и вышли в плюс, а когда очередь доходит до нас, то что-то да и происходит. Нам нужно поднимать пенсии и уровень жизни», — подчеркнул Акылбек Жапаров.

Системный аналитик Бактыбек Саипбаев отмечает, что страхи, проецируемые на общество, в связи с планируемой разведкой и разработкой месторождений редких металлов, по большей части надуманные и распространяются с целью остановить развитие Кыргызстана.

«Кыргызстан богат залежами очень ценных металлов. У нас есть не только уран, в нашем распоряжении практически все элементы из таблицы Менделеева. И это право нашей страны разрабатывать собственные природные ресурсы и распоряжаться по собственному усмотрению. Все разговоры о том, что это очень опасно для экологии, идут от «лукавого». Суету наводят деятели, находящиеся под внешним влиянием.

Конечно, все можно и нужно добывать, более того, это не опасно. Я хочу отметить, что руда, даже если в ней есть примесь урана, не передает радиацию. Она может спокойно транспортироваться, не представляя никакой угрозы.

Мы ведь не будем ничего обогащать. Из этой руды будем производить концентраты титана, железа, тория и того же урана. Опыт таких работ, причем на серьезном уровне, имеет Карабалтинский горнорудный комбинат. Сейчас это экономически целесообразно и выгодно для страны. Так на кого мы должны смотреть?

Я надеюсь, что государство справится и сможет осваивать эти месторождения самостоятельно. Если потребуется, нужно привлечь и подготовить специалистов, время для этого у нас есть. Мы должны пользоваться теми богатствами, которые у нас имеются» — резюмировал Бактыбек Саипбаев.

В парламенте был детально разобран еще один «токсичный случай», ставший поводом для медийных спекуляций и слухов, циркулировавших, в том числе, в Жогорку Кенеше. Речь идет о грузовике, который был задействован в рекультивации старого хвостохранилища близ Мин-Куша, и при перевозке опрокинулся с моста.

Председатель правительства дал депутатам разъяснения по результатам расследования инцидента. «Была герметичная перевозка. Информация, что токсины попали в воду, — недостоверная. Виновен водитель. Он шел на подъем и переключил скорость. Так нельзя. Когда он переключал скорость, то поехал в другую сторону. Там не было урана, это были переработанные отходы. Мы из одного места перевозили в безопасное место. Там нечего бояться», — сообщил Акылбек Жапаров.

Тем, кого продолжают терзать сомнения, глава кабинета министров предложил съездить в Мин-Куш и убедиться в том, что экологическая обстановка совершенно не пострадала. «Я вам скажу так, радиационный фон в Мин-Куше ниже, чем в Жогорку Кенеше», — пошутил Акылбек Жапаров. На уточняющий вопрос он пояснил: «Это не связано с депутатами, таков естественный радиационный фон».

Итог таков, что тема разведки и разработки месторождений полезных ископаемых в Кыргызстане, изрядно подпитываемая фейками, приобрела «токсичность» рукотворного происхождения. Но, на состояние природы и окружающей среды это никоим образом не влияет.

ИАЦ «Кабар»

Кирилл Степанюк