ИАЦ «Кабар». Климатический вызов. ЕАБР консолидирует усилия для преодоления водного кризиса в ЦА

Вода в Центральной Азии ключевой фактор развития, существования и мира. В условиях дефицита гидроресурсов регион рискует утратить значительную часть мощности вырабатываемой ГЭС и лишиться орошаемых земель. То есть, затяжные периоды засух и маловодья, которые прогнозируют климатологи, несут прямую угрозу, как энергетической, так и продовольственной безопасности для всех стран ЦА.

На проходящем в эти дни в Алматы бизнес-форуме Евразийского банка развития одна из сессий была посвящена достижению водноэнергетического баланса, как важного условия межгосударственного развития в регионе. Безусловно проблему нехватки воды в регионе нужно решать сообща на принципах взаимного доверия и уважения. Такой подход принят за основу в реализации проекта «Камбара-Ата -1», когда Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан создали консорциум для строительства крупной ГЭС, плотина которой будет выполнять еще и роль накопителя, и сезонного регулятора водных запасов.

«Режим работы основных водохранилищ позволит удовлетворять ирригационные потребности соседних стран. Это даст возможность накапливать воду зимой для контролируемого использования летом, а также использовать ее для единой энергосистемы Центральной Азии. Все это лежит в интересах Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана», — отмечает руководитель центра отраслевого анализа ЕАБР Арман Ахунбаев.

По прогнозам аналитиков Евразийского банка развития к 2029 году Центральная Азия столкнется с хроническим дефицитом воды и увеличением спроса на электроэнергию. Катализаторами этой ситуации стали урбанизация, изменение климата и рост численности населения в регионе. ГЭС «Камбар-Ата -1» с водохранилищем объемом в 5,4 миллиарда кубометров и проектной мощностью 1860 МВт, безусловно значительную часть проблем позволит снять. Но когда крупная гидростанция будет запущена и сможет полноценно выполнять возлагаемые на этот объект задачи, сейчас точно сказать не могут. На ее строительство, пуско-наладочные работы и, наконец, на накопление воды уйдут годы.

Как подчеркивают в ЕАБР, с учетом того, что в запасе у стран Центральной Азии всего несколько лет, проект «Камбар-Ата – 1» это один из элементов в общей стратегии, важная часть комплексного подхода к обеспечению водной безопасности. Решение нужно принимать быстро и согласованно. Главное, чтобы они были эффективными, чтобы затяжные периоды засух и маловодья, которые по результатам моделирования климатических изменений могут проявиться в Центральной Азии уже через пять лет, не повлекли за собой необратимые разрушительные процессы для экономик и социальной сферы, не ухудшили условия жизни для десятков миллионов человек, проживающих в регионе.

В этом контексте стоит напомнить, что при поддержке Евразийского банка развития в Нарынской области строится ГЭС Куланак. Эта станция мощностью 100 МВт не только сократит энергодефицит, но и за счет возводимой плотины позволит увеличить площадь орошаемых земель в самом северном регионе Кыргызстана сразу в полтора раза. На этот проект ЕАБР выделил 44 миллиона долларов США. Это показательный пример нивелирования последствий глобального климатического шока в регионе. Но, эту практику необходимо распространять повсеместно и масштабно, во всех странах региона, при этом, согласовывая проекты между собой, находить консенсус по режимам работы станций и пропускам воды в трансграничных реках, в региональном масштабе.
К этому всему добавляется неудовлетворительное состояние ирригационных сетей. В каналах, которые просто вырыты в земле, теряется до 40 процентов влаги, направляемой на полив. До полей доходит немногим более половины влаги, остальное теряется по пути, в буквальном смысле, уходит в никуда. Улучшение ирригации и применение инновационных систем орошения еще одна сфера, которая требует серьезных финансовых вливаний.

На церемонии открытия бизнес-форума председатель правления ЕАБР Николай Подгузов отметил, что, локализовав в регионе производство оборудования для орошения, можно не только повсеместно и недорого внедрить технологии сбережения воды (сократив потери более чем наполовину), но и создать новые производства, что важно для экономического развития региона.

Регион находится в эпизоде водного стресса. Через несколько лет может вступить в фазу хронического дефицита воды. И в последние годы власти стран региона относятся к этой угрозе очень серьезно, предпринимаются важные практические шаги.

«Ни один крупный международный банк развития не может в одиночку построить инфраструктурный объект на несколько миллиардов долларов США, будь то гидроэлектростанция или какой-то транспортный узел. Сотрудничество на рынке капиталов необходимо. Особенно полезно сотрудничество международных банков развития там, где нужны долгосрочные международные усилия. В таких проектах международные банки выполняют якорную функцию. Стратегия Евразийского банка развития предполагает инвестирование до 2026 года почти 11 миллиардов долларов США в экономики стран-акционеров. Вызовы, стоящие перед регионом, глобальные. И здесь без объединения усилий невозможно», — подчеркнул Николай Подгузов.

Поиск путей решения водной проблемы, связанной напрямую, как с энергетической, так и с продовольственной безопасностью стран идет в разных форматах и на разных уровнях. Но главное, что есть четкое понимание того, что предотвратить самый негативный сценарий возможно, но для этого нужно работать, консолидировать усилия и решать проблемы вместе.

«В прошлом году в регионе произошел водный катарсис, который показал, что вода — это тема номер один на ближайшие годы. Это всегда так было на уровне риторики, но в прошлом году произошел видимый перелом. И это очень вовремя, так как есть буквально 4-5 лет на принятие масштабных мер», – подчеркнул заместитель председателя правления Евразийского банка развития.

Представители международных структур и финансовых организаций, принимающие участие в дискуссиях, считают в числе неотложных мер, которые можно предпринять уже в ближайшие время, внедрение технологий цифрового учета расхода воды для полива. Как уверены эксперты, это сразу даст экономию в 10 – 12 %. Необходимо повысить КПД каналов, забетонировав из русла и покрыв специальными материалами.

А дальше нужно приходить к консенсусу и консолидированными усилиями выработать и реализовывать комплексную стратегию экономии воды в масштабах всех стран Центральной Азии. Это и строительство ГЭС, и создание водохранилищ, и инновационная планировка полей для выращивания сельхозкультур. Воды в регионе должно хватать и на производство чистой энергии, и на производство продовольственной безопасности. Решение будет найдено, если искать его согласованно.

ИАЦ «Кабар»

Кирилл Степанюк