Певек — небольшой город на самом краю Евразии. Крайний север, где зима длится 9 месяцев в году, а приход весны практически совпадает с началом 3 месяцев полярного дня.
В последние дни мая здесь нередки небольшие заморозки, а Восточно-Сибирское море все ещё скованно льдом, до самого горизонта. Это дыхание Арктики и Северного Ледовитого океана. На носу лето, солнце светит круглые сутки, а в прибрежной зоне только сейчас появляется полынья, куда слетаются необычно большие чайки, чтобы половить рыбу.
Климат в этих широтах непредсказуем, даже посреди лета может пойти снег. В Певеке нет ни одного дерева и даже кустарников, растительность не выживает из-за стужи и сильных ветров. Лишь на 200 километрах пейзаж меняется и появляются небольшие хвойные ели. А здесь только сопки, снег и гуляющие между разноцветных домов штормовые порывы. Голубое небо, солнце и штиль явление в этих местах редкое. Но, именно такими выдались первые два дня в Певеке, когда этот уютный город посещала группа журналистов из Кыргызстана, Узбекистана, Индии, Индонезии и ЮАР.
Это Заполярье — вечная мерзлота. Здесь нет автомобильных и железных дорог, соединяющих эту часть Чукотки с большой землей. Продукты доставляются морем и авиацией. Ближайший, достаточно крупный город Анадырь более чем в пятистах километров. Добраться в Певек можно только на самолёте. Всего-то шесть часов лета от Новосибирска.
Чем живёт город? Во времена СССР это был «почтовый ящик», здесь добывали уран, золото и другие редкоземельные металлы. До распада Союза жизнь здесь кипела. Население достигало 30 тысяч человек. В лихие 90-е, по понятным причинам, рухнуло все, почти все…
Сейчас в Певеке проживает около 5-ти тысяч человек. Но город постепенно возрождается и возвращается на путь развития. Большую роль в этом сыграл уникальный проект Государственной корпорации «Росатом» — это единственная в мире плавучая атомная электростанция ПАТЭС «Академик Михаил Ломоносов», она обеспечивает город и светом, и горячей водой, круглый год. При этом ее реакторная установка загружена менее, чем на 50 процентов. Запас по мощности очень большой, и вскоре он будет востребован. Энергия нужна для развития промышленности и освоения богатейших арктических месторождений.
Именно ПАТЭС стала местом паломничества иностранных журналистов. Они прибыли из тех стран, где стоит вопрос об освоении технологий мирного атома и запуске собственных ядерных проектов.
Индия и Индонезия чуть впереди, Узбекистан на стадии принятия. Кыргызстан в раздумьях, ЮАР на перепутье. Как рассказал нам гость из Южно-Африканской республики, руководители их страны потратили очень много времени и ресурсов на зелёные технологии, но выйти из кризиса так и не смогли. В их стране, как и 20 лет назад, продолжаются отключения света, которые мы называем «веерными». К этой теме ИА «Кабар» обязательно вернётся и расскажет подробно в аналитическом материале на следующей неделе.
Пока же, вкратце, можно рассказать о том, что группа сотрудников масс-медиа побывала не только на самой ПАТЭС, мы оказались в самом сердце станции, там, где атомная энергия превращает воду в пар, который раскручивает турбину, вращающую вал генератора. Все живы и здоровы. Уровень радиации на плавучей станции 7- 8 микрорентген в час, даже ниже, чем на побережье из-за фонящих скальных пород (11 мкР/час). То есть персонал или экипаж абсолютно защищен, и значительная его часть постоянно проживает в каютах на борту уникального судна. Чтобы вы понимали, естественный радиационный фон в Бишкеке 17 — 19 микрорентген в час.
Уникальность ПАТЭС в том, что она использует для охлаждения морскую забортную воду, она же в опресненном виде подаётся в систему городского теплоснабжения. Два реактора станции могут работать независимо друг от друга, достаточно оперативно наращивать или сбрасывать вырабатываемую мощность, что важно для регулировочных мероприятий. Делается это в считанные минуты с пункта управления и контроля.
Стратегический объект имеет повышенную защиту от всех стихийных бедствий и внештатных ситуаций.
Но главное, что это стабильный источник электроэнергии на десятки лет. Срок работы таких станций 60 лет, но это не предел. Их ресурс может быть продлен, причем весьма существенно.
Благодаря ядерным технологиям, мирным и созидательным. Полностью соответствующих «зелёной повестке» в Певек не просто возвращается жизнь, появились большие перспективы. Здесь расширяется порт, который станет важной точкой на северном морском пути, а к 2030 году в этом районе должна появиться ещё и, возможно, не одна плавучая ядерная энергетическая установка. Они создаются ещё более мощными реакторами уже нового поколения. ПАТЭС необходим Чукотке для добычи стратегических ресурсов, разработки месторождений золота и урана. Запаса энергии в этом уголке крайнего севера хватит на десятилетия развития. Все это фактура для серьезного материала с экспертными мнениями и оценками.
Мы собираемся в обратную дорогу из Певека. За окном порывистый ветер, темные тучи и редкий снежок. Погода меняется очень быстро.
ИАЦ «Кабар»
Кирилл Степанюк