ИАЦ «Кабар». Транспортный каркас Евразии. ЦА на перекрестке главных торговых путей

Развитие сети автомобильных и железных дорог в Центральной Азии — ключ к ее дальнейшему устойчивому развитию региона. Самый удалённый от мирового океана регион на планете, к тому же наиболее не простой в плане развития логистики. Очень сложный рельеф местности, где много высоких гор и пустынь. Великий Шелковый путь был исторически сложным и к тому же опасным маршрутом, но теперь речь идет не просто о его возрождении, скорее об эволюционном развитии и диверсификации.

Так сложилось, что возникла необходимость в создании новой логистики на континенте, для региона ЦА не только шанс выйти к морю, но и заложить экономические связи нового уровня. Большая транспортная перестройка в Евразии показала, что теперь оказались очень востребованы не только традиционные торговые коридоры с запада на восток, но и так называемые меридиональные маршруты с севера на юг. Эти пересекающие между собой транзитные пути и формируют удобный каркас, значительно облегчающий доставку грузов в любую часть Евразии, при этом значительно дешевле и быстрее. При снижении стоимости перевозок, грузопотоки увеличатся в разы.

В рамках бизнес-форума Евразийского банка развития в Алматы, были рассмотрены перспективы развития нового транспортного каркаса континента. «В основе концепции лежит понимание того, что при сопряжении транспортных коридоров восток-запад и север-юг возникает синергия. Тем самым создаются новые возможности для логистики, новые маршруты, сквозные тарифы. Улучшение транспортной связанности стран Центральной Азии означает сокращение издержек, а сам регион получает шанс стать транспортным перекрестком Евразии», — подчеркнул председатель правления ЕАБР Николай Подгузов.

Важно то, что Кыргызстан вовлечен в эти процессы. Важной частью транспортного каркаса Евразии будет железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Как раз сегодня президент Садыр Жапаров подписал закон о ратификации трехстороннего соглашения между Пекином, Бишкеком и Ташкентом о сотрудничестве и совместном продвижении проекта. По сути, если отбросить формальности, это означает готовность к строительству, которое может быть запущено в течение ближайших месяцев.

Заместитель председателя ЕАБР Евгений Винокуров на встрече с журналистами отметил, что железная дорога важна для Кыргызстана, но кроме этого она станет важным звеном в сопряжении крупных транспортных систем Евразии по кратчайшему расстоянию.

«Выгоды для Кыргызстана от строительства трансграничного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан проявятся в увеличении объемов транзита грузов, а также в повышении взаимосвязанности регионов страны. Узбекистан заинтересован в создании кратчайшего маршрута для торговли с Китаем и развитии контейнерных перевозок», – отметил Винокуров.

Вместе с тем, прокладываются и другие важные транспортные артерии. Строится новая магистраль Аягоз-Бахты и третьего железнодорожного погранперехода между Казахстаном и Китаем. Ведутся работы по созданию Трансафганского коридора с выходом к пакистанскому порту Карачи. Хорошие перспективы имеет железная дорога Таджикистан-Афганистан-Туркменистан (этот путь свяжет по кратчайшему расстоянию страны Центральной Азии с Турцией, и может стать продолжением Лазуритового коридора).

Транспортный каркас Евразии разрастается. Вместе с логистикой развивается система хранилищ и сухих портов, это тоже крайне важная часть транспортной инфраструктуры, и она тоже требует внушительных финансовых вложений. Но, как подчеркивают эксперты, денег на это жалеть не надо, они не просто оправдают себя, они позволят открыть еще и новые возможности для развития. На этом акцентировал внимание модератор сессии, заместитель председателя правления ЕАБР Евгений Винокуров. «Мы всегда привлекаем внимание к тому, что если ресурсы и время ограничены, то каждый рубль, тенге или доллар, вложенный в мягкую инфраструктуру, дает в разы больший эффект, чем деньги вложенные в физическую инфраструктуру. И мы приводим много цифр, своих и чужих, которые свидетельствуют о том, что мягкой инфраструктурой надо заниматься», — подчеркнул эксперт.

А вот важные статистические данные, зафиксированные экспертами: с 2013 года число контейнерных поездов из Китая и в Китай через страны ЕАЭС и Центральной Азии выросло в 200 раз. Это связано с ростом торговли, реализацией масштабных инфраструктурных проектов, вводом новых железных и автомобильных дорог, погранпереходов, совершенствованием транспортно-логистической инфраструктуры и созданием эффективных контейнерных сервисов, которые смогли переключить часть грузопотока с морских глубоководных маршрутов на наземные транспортные коммуникации Евразии.

По прогнозу ЕАБР объемы перевозок грузов по трем ключевым коридорам, проходящим через Центральную Азию, возрастут к 2030 году в полтора раза до 95 миллионов тонн. Рост контейнерного трафика прогнозируется еще более существенным – почти на две трети к 2030 году до 1,7 миллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.

Торговые пути развиваются и становятся разветвленными. Уже сейчас рассматриваются и обсуждаются проекты с прицелом на их реализацию, на два-три десятилетия вперед. Полностью самодостаточный и очень богатый континент Евразия будет обеспечен удобными авто и железными дорогами, что сделает доставку товаров в любую часть материка оперативной и доступной. И ключевое место на главном перекрестке торговых маршрутов будут занимать страны Центральной Азии.

ИАЦ «Кабар»

Кирилл Степанюк