Все кафе и рестораны в столице закрылись, из магазинов работают только продуктовые. Бизнесмены рассказали, удается ли им справляться с новыми реалиями.
В Бишкеке теперь нельзя пообедать в кафе или прогуляться вдоль стеллажей с одеждой. Все закрыто, остались лишь продуктовые магазины, аптеки и банки. Мы узнали, как столичные предприниматели переживают режим чрезвычайного положения и удается ли им выстоять в новых условиях.
Мы отказались шить маски — как швейники пытаются остаться на плаву
Владелица швейного цеха Салтанат не захотела называть свою фамилию. Она уже распустила всех подчиненных по домам. Они могли взять с собой швейные машины, чтобы работать дома, однако многие не захотели этого делать.
«У нас много девочек приехали в Бишкек из регионов. Сейчас им страшно оставаться в городе, поэтому они уезжают обратно в села. Только 5 машинок из тридцати разобрали», — рассказывает Салтанат.
Некоторые швейные цеха приспособились к эпидемии коронавируса и вместо платьев и блузок начали шить медицинские маски. Салтанат говорит, что ей тоже поступали такие заказы, но она отказалась от них.
«Во-первых, мне страшно за безопасность сотрудниц: как они будут все вместе сидеть в одном цехе? Во-вторых, не уверена, что мы можем обеспечить подходящие условия, чтобы шить маски. Все-таки их нужно производить в чистом помещении, а в цеху достаточно пыльно», — рассказывает она.
Сейчас у нее остался только один заказ — школьные платья. Как рассказывает Салтанат, это позволит швеям зарабатывать хотя бы на еду. Других вариантов пока нет.
«Проблема еще и в том, что у меня кредит в 10 тысяч долларов. Мы его брали, когда доллар стоил 69 сомов, а сейчас он продается по 80. Только на курсовой разнице я потеряла 100 тысяч сомов», — рассказала она.
«Я думала вывезти все оборудование и отказаться платить, но потом все же решила пару месяцев переждать. Не могу объяснить поведение владельца помещения. Мне кажется, в таких условиях это бесчеловечно», — сокрушается женщина.
Продажи упали на 90 процентов — как переживают кризис продавцы одежды
Бишкекчанка Кристина Кузьмина владеет бутиком модной женской одежды в ГУМе. Она рассказывает, что накануне карантина они просили руководство торгового центра как можно быстрее прекратить работу.
Многие торговые центры пошли навстречу владельцам бутиков и на время заморозили арендную плату. Однако даже с такими послаблениями некоторые предприниматели могут не справиться с кризисом из-за резкого роста доллара.
Дело в том, что даже аренду в торговых центрах бизнесмены оплачивают в американской валюте. Приведем пример: снять бутик стоит тысячу долларов в месяц. Всего две недели назад эта сумма равнялась 70 000 сомов, а сейчас уже 80 300.
«Это колоссальная разница! При этом у меня закуп из Турции, а это все тоже в долларах и доставка в них же. Вот в чем проблема», — сокрушается Кузьмина.
«Люди озадачены другим. Они покупают продукты, а не платья, в которых сейчас и пойти некуда. Пока я не думаю уходить из этого бизнеса, но ищу варианты дополнительного заработка», — рассказала она.
Зульхумар Касымов владеет бутиком с обувью и сумками в другом популярном торговом центре. После того как началась эпидемия коронавируса, его продажи рухнули на 90 процентов, и попытка наладить торговлю через интернет не помогла серьезно сгладить финансовые потери.
«Мы продолжаем онлайн-продажи только для того, чтобы поддерживать связь между магазином и клиентами, чтобы наши покупатели нас не потеряли. Просто не все хотят заказывать обувь по интернету, так как это капризная вещь, а вот сумки покупают без проблем», — рассказывает он.
Как отмечает Касымов, известие о карантине он воспринял с одобрением, ведь здоровье людей сейчас должно стоять на первом месте.
Сотрудники просят нас дать им продукты — как справляются кафе и рестораны
Сейчас в Бишкеке закрыты все точки общепита. Представитель сети столовых «Buffet» рассказал, как сказался карантин на них.
«Сначала мы сократили количество посадочных мест до 50 во всех шести филиалах, расставили столы в двух метрах друг от друга, но с каждым днем торговля падала. Это было связано с тем, что компании постоянно закрывались, а власти призвали людей не выходить из дома», — отметил он.
Сейчас все филиалы столовых временно закрыты, но персонал отнесся к этому с пониманием. Пока компания не успела запустить услуги доставки.
«Раньше мы доставляли еду, но сейчас приостановили всю деятельность. Мы должны максимально обезопасить сотрудников и клиентов, поэтому думаем, как лучше организовать работу», — отметил представитель сети.
А вот руководству кафе «Burger by Tenishev» удалось переформатировать производство: теперь они работают на доставку, рассказал шеф-повар заведения Абдулла Тенишев.
«В принципе, заказы есть, но пока мы в полном минусе. Я не знаю, сколько мы так протянем, и больше переживаю за персонал, который у нас работал. Многие приехали из сел, кто-то живет на съемной квартире. Они просят нас помочь им деньгами, продуктами. Мы стараемся их поддерживать, как можем. Пока у нас есть ресурсы, а что будет потом, я не знаю», — отметил он.
Требовать плату за аренду сейчас несправедливо — комментарии экспертов
Сейчас идет рост жалоб от бизнесменов, которые сталкиваются с нарушением их прав, рассказал заместитель бизнес-омбудсмена Кыргызстана Сергей Пономарев.
«Это форс-мажор, нужно щадить друг друга, относиться с пониманием. Сейчас ко мне обращаются бизнесмены, мол, с нас требуют оплатить, что нам делать? Даже если в контракте аренды пункта про форс-мажор нет, он прописан в Гражданском кодексе КР», — отметил специалист.
Он призвал бизнесменов оставлять жалобы на официальном сайте Института бизнес-омбудсмена.
При этом по закону можно отправлять сотрудников в отпуск без содержания, это предусмотрено Трудовым кодексом.
«Надо понимать, что большой бизнес с внушительной финансовой подушкой может себе позволить сгладить конфликт интересов, но есть и такие предприниматели, у которых нет этой подушки безопасности, зато есть кредиты, необходимость платить за аренду и налоги. Они могут просто обанкротиться», — отметил он.
Пономарев подчеркнул, что государство старается помочь бизнесу выжить, например, уже введены налоговые каникулы, коммерческим банкам рекомендовано дать отсрочку по выплате кредитов. При этом власти стараются помочь и тем, кто лишился работы.
«Мы изучаем, что можно сделать для них. Даже при отсутствии работы есть общественно-полезный труд, который может принести в семью доход и позволит хоть как-то сгладить денежные сложности. Кто-то ведь должен наводить на улицах порядок, проводить дезинфекцию объектов. Сейчас понадобится много рабочих рук», — отметил он.
Лучшее лекарство для кыргызстанского бизнеса — выполнение указаний властей по соблюдению карантина, отметил директор аналитического центра «Трансграничная исследовательская сеть Центральной Евразии» Денис Бердаков.
«Чем больше люди будут следовать рекомендациям, тем быстрее все это закончится. Лучше месяц полного карантина, чем полгода неполного, ведь, пока не устранены все очаги инфекции, нет смысла открывать торговлю заново, бизнес в любой момент вновь могут закрыть», — отметил эксперт.
Бердаков подчеркнул, что производителям сейчас лучше переформатировать бизнес. Сейчас особым спросом пользуются продукты первой необходимости, а также товары, которые направлены на борьбу с коронавирусом.
«Я хочу привести пример, когда наш алкогольный гигант стал выпускать санитайзеры для дезинфекции рук. Это отличный способ сохранить рабочие места и внести вклад в борьбу с инфекцией», — заметил он.
По словам эксперта, денег в государственном бюджете недостаточно, чтобы полноценно противостоять инфекции, а это значит, что помощь предпринимателей сейчас необходима Кыргызстану.