Согласно социологическим исследованиям в предвыборный период «Ата-Журт», ассоциирующийся с Камчибеком Ташиевым, а потом «Мекенчил» устойчиво находился в группе лидеров, имеющих шанс на попадание в парламент.
Хотя, по итогам фокус-групп, партийное объединение Ташиева-Жапарова никаким образом не соответствовало запросам общества. Все исследования утверждали, что избиратель хочет обновления политической элиты и развития страны, которое связывает с молодежью. Именно поэтому большинство партий постарались включить в свои первые «десятки» молодых лидеров с «чистой» репутацией, не успевших примелькаться. «Мекенчил» же предъявил обществу список, где среди кандидатов — лидеров вперемешку с родственниками самого Ташиева и Жапарова, были экс-губернатор Чуйской области времен Бакиева Болотбек Кумаров, Жылдызкан Джолдошева, осужденный за коррупцию и вышедший по амнистии Равшан Сабиров, Клара Кабилова (Самат) и т.п. А самый молодой кандидат в первой «десятке» перешагнул 43-летний рубеж.
Избирательная кампания партии «Мекенчил» была уровня эконом. Все традиционно и без излишеств. Акцент был сделан на «поле», но тоже без фанатизма, на местных телеканалах и социальных сетях. Причем уровень активности партии в социальных сетях и в группах в мессенджерах во время выборов был не намного выше, чем последние годы, когда в кыргызскоязычном сегменте сформировались реальные группы поддержки Садыра Жапарова.
Тем не менее, «Мекенчил» набрал по стране около 135 тысяч голосов, пропуская вперед из оппозиционного блока «Бутун Кыргызстан» и опережая «Республику» Омурбека Бабанова.
Как тандем взял власть
После того, как Белый дом капитулировал и туда зашли митингующие, большинство оппозиционных партий и групп политиков начали торг между собой за пост премьер-министра, пытаясь объединиться через создание координационных советов. Тандем Жапарова-Ташиева пошел другим путем. Судя по всему, лидеры «Мекенчил» взяли во временные союзники на этом этапе клан Жээнбековых, клан Матраимовых и аффелированные с ними кланы и группы помельче. Поэтому, например, «фермы», работавшие в социальных сетях во время выборов на Матраимовых, стремительно переключились на поддержку Жапарова.
Задействованы были и другие ресурсы кланов – «спортсмены», лояльные депутаты и т.д. и т.п. Жапаров с Ташиевым так же оперативно скоординировали своих сторонников, в том числе, по утверждению инсайдеров, при содействии криминального авторитета Чынгыза Джумагулова (Чынгыза-Доо), для создания массовки, впечатляющей не столько количеством, сколько боевым настроем. Напор, граничащий с наглостью, а так же продуманность действий тандема позволил, не без оснований, говорить о поддержке Жапарова и Ташиева криминалом, самоорганизующимся всегда быстрее, чем гражданское общество. Впрочем, нельзя не отметить и то, что фактор, так называемых «черных», давно играет в кыргызской политике не последнюю роль и в его использовании для достижения своих целей тандем далеко не пионеры.
Первая попытка Садыра Жапарова утвердиться в качестве премьер-министра через собрание депутатов в гостинице «Достук» была неудачной.
Если выборы в Жогорку Кенеш 4 октября провалились потому что не получили неформальной легитимности, то есть не были признаны улицей, то с Жапаровым было наоборот. Частичная, потому что не вся «улица» на тот момент признавала его лидером, неформальная легитимность у Жапарова была, а вот формальной, после голосования в «Достук» не было никакой. Всем было очевидно, что кворума депутатов не было, процедуры были не соблюдены и голосование проходило под давлением, о чем парламентарии начали говорить почти сразу.
Уже на следующий день тандем сменил тактику. Буквально за сутки Ташиев с Жапаровым провели переговоры практически со всеми более-менее значимыми политиками. Хотя могли этого и не делать после фиаско, которое потерпела попытка марш-броска Бабанова и Атамбаева. Но Ташиев с Жапаровым встретились и с Бабановым, и с Текебаевым и другими.
Это был грамотный ход, демонстрирующий понимание тандемом, что для игры «в долгую», особенно Садыру Жапарову, нужно будет стать максимально консенсусной фигурой.
Результатом переговоров стало заседание депутатов в государственной резиденции при наличии кворума и легитимация Садыра Жапарова в должности премьер-министра.
Но планы Жапарова, как оказалось, были более масштабными. Несмотря на то, что все мировое сообщество даже не намекало, а прямо давало понять, что считает необходимым сохранить на посту президента Сооронбая Жээнбекова, Ташиев с Жапаровым добились его отставки.
Источники утверждают, что во время встречи Сооронбая Жээнбекова и Садыра Жапарова с заместителем администрации президента России Дмитрием Козаком, специально на несколько часов прилетавшим в Бишкек, последний высказал мнение, что Жапаров и Жээнбеков могли бы до выборов поработать вместе. Таким образом кремлевский чиновник давал понять какая конфигурация будет в данный момент приемлема для России, озабоченной легитимностью власти в Кыргызстане. Но это предложение, якобы, было отвергнуто Жапаровым, прямо заявившим «московскому гостю», что Жээнбеков должен уйти.
Вероятно, широкая общественность так никогда и не узнает, какие аргументы привел тандем, теперь уже экс-президенту, что он буквально за полчаса изменил свое решение и написал заявление об отставке, но были они, судя по всему, очень убедительными.
В результате Садыр Жапаров сегодня сосредоточил в своих руках всю полноту власти, совместив пост и премьера и президента. Камчибек Ташиев стал главой ГКНБ.
Выводы
Садыр Жапаров и Камчибек Ташиев пришли к власти, умело воспользовавшись ситуацией. Они быстро принимали решения, грамотно распределяли ресурсы и создавали короткоживущие союзы для реализации своих целей.
События 5-6 октября стали «окном возможностей» для оппозиции или, точнее, кланов и групп, не приближенных к клану Жээнбековых. Несправедливым будет утверждение, что оппозиция этим «окном» не воспользовалась и все проиграла. Главное требование с которым партии выходили на митинг 5 октября – это отмена результатов выборов. Оно выполнено на 100%. Что касается того, что в итоге премьером и и.о. президента стал Садыр Жапаров, то, в конце-концов, и он и Камчибек Ташиев – тоже были оппозицией к власти Сооронбая Жээнбекова.
Теории заговоров и легенды о таинственных кукловодах, которые якобы стоят за тандемом не находят подтверждения. Любителям конспирологии стоит вспомнить ставший неожиданным для многих успех партии «Ата-Журт» на выборах 2010 года. Тогда партия, возглавляемая Камчибеком Ташиевым, в списке которой был и Садыр Жапаров, заняла первое место. Безусловно, это был прецедент, ведь против партии, в рядах которой было много бакиевских чиновников, работала вся государственная пропагандистская машина. Однако, партия смогла выиграть, правда, удержать власть не сумела.
Садыр Жапаров стал для многих кыргызстанцев воплощением образа «спасателя», современного Робин Гуда, который восстановит справедливость и накажет всех врагов. Свой парень из народа, не любящий галстуков, говорящий простым и понятным языком, пострадавший от власти оказался более востребованным сегодня, чем эстетствующие интеллектуалы.
Жапаров и Ташиев не являются ставленниками кланов Жээнбековых и Матраимовых.
Главным ресурсом пиар кампании во время выборов становятся социальные сети.