Движение Талибан (запрещено в КР) 9 июля 2021 года взяли под контроль КПП на на границе с Туркменистаном и продолжают развивать свои успехи в приграничных северных провинциях ИРА.
Это вынуждает Ашхабад предпринимать особые меры безопасности. СМИ сообщают, что туркменское военное командование перебросило дополнительные войска на юг Марыйского велаята.
В районе города Серхетабат у реки Кушка сосредоточены танковый батальон, артиллерия, спецназ и несколько других подразделений с бронетехникой.
Реакция вполне закономерная и ожидаемая, но Министерство иностранных дел Туркменистана 11 июля опровергло информацию об обострении ситуации на афганской границе, стягивании к ней вооруженных сил и военной техники. Ашхабад заявил: «Благодаря братским отношениям двух соседних государств и их народов, туркмено-афганская граница является границей дружбы и сотрудничества».
Восток – дело тонкое. Туркменская сторона традиционно ладит с движением «Талибан» (запрещено в КР), и одновременно сохраняет добрососедские отношения с официальным Кабулом.
Представители «Талибана»* 10 июля во второй раз побывали в Ашхабаде, где провели переговоры с заместителем министра иностранных дел Туркменистана Вепой Хаджиевым. Этот факт подтвердил представитель политического офиса талибов в Катаре Мохаммад Наим Вардак. Туркменистан не желает злить официальный Кабул, и все же на переговорах с талибами обсуждались вопросы взаимной безопасности и варианты блокирования возможного потока беженцев.
МИД Туркменистана 7 июля организовал конференцию представителей внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии для обсуждения совместных действий по стабилизации ситуации в Афганистане. Ранее (1 июля) туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов провел расширенное заседание Совета безопасности, на котором обсуждались, в частности, размещение ракетных установок в Марыйском и Лебапском велаятах – на расстоянии 130 км от границы, переброска на военный аэродром Мары-2 дополнительной авиатехники – штурмовиков, вертолетов и пункта управления ударной авиагруппой.