Правозащитники обсудили состояние прав и свобод человека в Кыргызстане, были озвучены три важнейшие проблемы, ухудшающие ситуацию в Кыргызстане.
С речью выступила руководитель общественного фонда «Правовая клиника «Адилет»» Чолпон Джакупова.
«Впервые за 30 лет Кыргызстан приобрел статус страны с авторитарным режимом», — с такого заявления начала свою речь Джакупова.
Выводы Обзора соблюдения прав человека, подтверждают и иллюстрируют правомерность выводов Всемирного индекса верховенства закона, ежегодно публикуемого авторитетной международной организацией «World Justice Project». Согласно указанному индексу, Кыргызстан занимает 99 место и 139 стран мира, опустившись в 2021 году на 4 позиции вниз. В регионе Восточной Европы и Центральной Азии, в котором оцениваются 14 стран, Кыргызстан занимает 12 место. Кыргызстан
получил одни из самых низких оценок в индексах «коррупция», «правоприменительная практика» и «правосудие».
Более того, по версии британского исследовательского центра «The Economist Intelligence Unit», Кыргызстан за год потерял восемь позиций в рейтинге демократии. Страна, впервые за 30 лет своей независимости, лишилась статуса «гибридный режим», присоединившись государствам со статусом «авторитарный режим».
В своем выступлении она озвучила три важнейшие проблемы по свободам и правам человека, которые, на ее взгляд, ухудшают ситуацию в Кыргызстане.
1. Инвентаризация
Чолпон Джакупова заявила, что первой проблемой в части свобод и прав человека может стать инвентаризация законодательства.
«Мы в целом провели инвентаризацию, но смущают два момента: очень короткое время и качество принимаемых законов. ЖК, исходя из своего мандата, должен обратить особое внимание на инвентаризацию, но парламент вообще выпал из этого процесса», — подчеркнула Джакупова.
Эксперт выразила опасение, что пренебрежительное отношение к инвентаризации наглядно демонстрируется в работе самого ЖК. Она напомнила, что в парламенте есть группа по разработке нового регламента, поправок в Закон «Об НПА», однако параллельно в Минюсте работает группа по Закону «Об НПА».
А если у них документы друг с другом сочетаться не будут? Это же расшатает всю систему!
«Одна сторона принимает решения, основываясь на регламенте, а другая — на Конституции. Даже депутаты ЖК не знают, чем руководствоваться — то ли регламентом, то ли Законом «Об НПА». Но все законы будут проходить через парламент. На мой взгляд, надо создавать рабочую группу, которая бы координировала работу по инвентаризации», — обратилась Джакупова к присутствующим депутатам.
2. Свобода слова и СМИ
Юрист считает второй и одной из самых важных проблем в сфере свобод и прав человека в КР ситуацию по свободе слова и выражению мнения, которую она назвала совершенно скандальной.
«Об уголовном деле Болота Темирова и его абсурдности сказали эксперты, но были сливы видео и вбросы в социальные сети. Негласная работа по сбору информации велась давно. Адвокаты «Адилета» уже обратились в прокуратуру по факту слива съемок, и генпрокурор пообещал наказать виновных, если будет доказано», — прокомментировала Джакупова текущую ситуацию.
При этом она напомнила, что видео о Темирове и его сотрудниках уже гуляет в соцсетях, а снималось это видео незаконно, с помощью спецсредств.
«И получается, что уже есть состав преступления. Надо возбуждать дело и наказывать виновных лиц», — сказала она.
Чолпон Джакупова напомнила, что подобную прослушку применяли и в отношении депутатов ЖК. И если ранее это обсуждалось на заседании парламента и даже порицалось, то в данном случае все промолчали и сделали вид, что это никого не касается. Но так поступать нельзя.
Джакупова считает, что еще одним важным блоком по нарушением прав и свобод человека является принятый в прошлом году «Закон о ложной информации», который был подвергнут критике и резкому осуждению.
«Я сомневаюсь, что вообще данный закон заработает. Он нарушает все стандарты этики, и ЖК лучше его отменить, потому что никто не придумает механизмов его работы», — предложила руководитель клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.
3. Досудебное производство
Чолпон Джакупова отметила, что считает самым слабым звеном кыргызского правосудия досудебное производство.
Она заявила, что именно на этом этапе происходят пытки, выбивание показаний, шантаж и другие способы получения нужных показаний.
«Сейчас два института следят за соблюдением следствия: органы прокуратуры и институт досудебного производства. Безобразие увеличилось, несмотря на то что потрачено огромное количество денег из без того скудного бюджета КР. Надо реформировать этот последний институт. Он полностью дискредитировал себя. Я не помню ни одного дела, где судья признал задержание незаконным, и люди месяцами сидели под стражей без проведения следственных мероприятий, а следственный судья бесконечно продляет им содержание под арестом», — высказалась она.
И потом же их пачками выпускают, потому что весна на носу. Ни один следственный судья не понес наказание за нарушение.
Джакупова отмечает, что большая часть следственных судей — это сотрудники правоохранительных органов, и там играет большую роль солидарность.
«Миллионы потрачены на обеспечение аудио- и видеозаписи в зале заседаний. Но даже адвокатам не дают материалы, потому что судьи боятся, что все увидят тот беспредел, который они творят», — закончила свое выступление Джакупова.