Только по официальным данным, количество умерших от коронавирусной инфекций на 15 июля составляет 160 человек. Статистика ужасающая, количество смертей растет. Но это не самое страшное. Реальная картина может оказаться совсем иной. Это связано со многими факторами. Большое число людей заражается на похоронах и поминках. Это ставит перед обществом серьезные вопросы.
Реальные масштабы роста смертности от коронавируса трудно определить. Во-первых, трудно определить, человек умер от коронавируса или от другой болезни. В разных странах применяется разная методология. Например, наши соседи и Россия на коронавирус списывают не все смерти — это решает комиссия. Не попадают в статистику также умершие от внебольничной пневмонии, но не показавшие вирус при тестировании. Соотношение примерно как в нашей стране — на одну смерть от коронавируса 10 смертей от пневмонии. Сюда также не включены умершие от других болезней, например, от сердечно-сосудистых, но имевшие коронавирус.
Великобритания стала страной с самой большой смертностью от коронавируса в Европе, когда начала включать в статистику всех умерших с коронавирусом.
Во-вторых, стоит вопрос о невключении в статистику умерших вне больницы, а дома или еще где-нибудь. Это оказалось труднее сделать даже в развитых странах. По некоторым оценкам, процент умерших за пределами больницы, но не попавших в статистику, может составлять от 30% и выше.
По этой причине одним из надежных показателей роста смертности может быть рост количества зарегистрированной смертности по сравнению с предыдущими годами.
Какой же показатель для Кыргызстана?
Если в марте-мае 2020 года рост смертности в статистике официально зарегистрированной смертности можно объяснить статистической погрешностью, то ситуация в июне 2020 года сразу отличается. Так, в июне 2020 года в стране умерли 3564 человека, а среднее число за предыдущие 10 лет составляет 2824 человека. Другими словами, отклонение от среднестатистической смертности за 10 лет составило 26,2%. Именно настолько выросла смертность в июне 2020 года по сравнению с июнем последних 10 лет.
Другая цифра — рост смертности в Бишкеке, эпицентре эпидемии. В июне 2020 года в Бишкеке умерли 609 человек. За предыдущие 10 лет средняя цифра составила 383 человека. Другими словами, смертность в столице в прошлом месяце выросла на 59%.
Смертность за июль, вполне возможно, вырастет по двум причинам. Во-первых, цифры по смертности за первые две недели бьют все рекорды. Другими словами, размах эпидемии за первые 15 дней июля резко вырос.
Во-вторых, эпидемия постепенно уходит в регионы, где система здравоохранения подготовлена еще хуже, чем в столице. Например, за прошедшие сутки от пневмонии в Бишкеке умерли 17 человек, а в регионах — 57 человек. До этого доля Бишкека была значительно выше.
Рост смертности также влияет на другой фактор — похороны становятся очагом распространения инфекции. Если тои и поминки на 40 дней или год можно отложить, то с похоронами, которые являются особой формой социализации среди кыргызов, это сделать гораздо труднее.
Регулирование похорон со стороны Министерства здравоохранения и муфтията сдерживает столпотворение только в определенной степени. Лучше дела с социальным дистанцированием и количеством людей обстоят при похоронах умерших в больницах, — как правило, из морга их везут сразу на кладбище. Хуже дела обстоят с умершими дома от пневмонии или по другой неизвестной причине, которая, скорее всего, была вызвана коронавирусом. В прошлом месяце умершие от пневмонии считались незаразными и их похороны ничем не отличались от обычных похорон. Позже Минздраву пришлось изменить подход.
В целом общество в определенной мере оказалось в замкнутом круге — похороны умерших от коронавируса становятся очагом распространения вируса, что, в свою очередь, ведет к новым похоронам…