Политолог Марс Сариев прокомментировал ситуацию, складывающуюся вокруг государственных границ Кыргызстана и Таджикистана. В частности он сказал о том, что напряженность формируется из-за неуточненных государственных границ двух стран.
И отметил, что это выгодно для определенных сил.
«Прорыв в кыргызско-узбекских отношениях в решении границ, мягко говоря, не особо радует наших соседей. Это вызывает настороженность, потому что Узбекистан через Иркештам пробивает коридор, а также решается принципиальный вопрос по строительству железной дороги. Укрепление и улучшение отношений тюркских государств — Кыргызстана и Узбекистана — соответственно создают коридоры еще в рамках общетюркского совета. Конечно, это настораживает Таджикистан, потому что у него есть проблемы с Узбекистаном, я имею в виду претензии на исторические города — Самарканд и Бухару», — комментирует Сариев.
Поэтому, как считает Сариев, выпад, сделанный таджикской стороной в лице бывшего главы МИД Таджикистана Хамрохона Зарифи на предложение Ташиева по поводу анклава, что могло бы рассматриваться спокойно таджикской стороной, говорит о том, что тажикская сторона не намерена в конструктивном русле решать вопросы границ.
«Я думаю, что нам не удастся с Таджикистаном продвинуться в этих вопросах и решить все вопросы по границе. Не уточнение границ создает напряженность в Центральной Азии и не дает возможность консолидировать регион. Понятно, что Таджикистан не является полноценным актором, который проводил бы свою самостоятельную политику. Возможно, эта ситуация укладывается в стратегию геополитических игроков», — говорит эксперт.
Тем не менее, отмечает Сариев, проводником политики, которую реализует Таджикистан, едва ли может быть Иран, так как он тоже заинтересован в интеграции Центральной Азии.
«Я думаю, что Таджикистан является трекером, который не дает создать стабильность в Центральной Азии и возможно, это укладывается в стратегию глобальных игроков. Поднебесная заинтересована в стабильности, транспортных коридорах и реализации проекта «Один Пояс – Один Путь», который совпадает с позициями Кыргызстана, Узбекистана и всех тюркоязычных стран», — говорит Сариев.
Политолог добавил, что стороной, которая могла бы повлиять на Таджикистан в решении проблем границ могла бы быть Россия.
«Таджикистан неспроста занимает эту позицию, и Россия, если имела бы волю, могла бы воздействовать на Таджикистан и мы решили бы эту проблему с границами, но, к сожалению, Таджикистан является игровой фигурой, проводником геополитических игроков, которые не заинтересованы в стабилизации центральноазиатского региона», — заключил Сариев.