Правозащитники, специалисты кризисных центров рассказывают о том, что чаще всего насилие над детьми остается безнаказанным.
Ноокатский районный суд Ошской области приговорил к пожизненному заключению мужчину, который совершил сексуальное насилие в отношении 6-летней девочки. Это тот редкий случай насилия, когда дело дошло до приговора.
Это лишь один из вопиющих случаев надругательства над детьми в Кыргызстане, которых в последнее время регистрируются все больше и больше.
Кризисные центры Ошской области бьют тревогу и констатируют, что очень часто близкие пострадавших скрывают такие факты и не сообщают о них в соответствующие органы.
За 2019 год Управление внутренних дел по городу Ошу и области зарегистрировали 66 дел по статье «Изнасилование». Но специалисты признают, что зачастую большинство случаев до милиции попросту не доходит.
Правоохранительные органы задержали преступника, а районный суд признал его виновным и приговорил к пожизненному заключению.
Подробности дела сообщила пресс-секретарь Ошского областного суда Назгуль Сагынбекова:
‒ Решением Ноокатского районного суда от 13 ноября 2020 года подозреваемый был признан виновным по статье 161 («Изнасилование») Уголовного кодекса КР и приговорен к пожизненному заключению. Мера пресечения в виде содержания под стражей осталась прежней, а срок отбытия наказания исчисляется с момента его задержания, то есть с 5 августа 2020 года.
Она добавила, что осужденный выразил несогласие с вынесенным вердиктом и 17 декабря подал апелляционную жалобу в Ошский областной суд.
«Девочки-подростки рожают от собственных отцов…»
Руководитель кризисного центра «Ак жүрок» в городе Оше Дарика Асылбекова говорит, что вышеуказанное разбирательство – это редкий пример дела об изнасиловании, которое дошло до суда. По ее словам, в большинстве случаев дети подвергаются насилию со стороны своих близких, а родственники потом скрывают эти факты и не обращаются в государственные органы:
В наш кризисный центр можно обратиться анонимно, а потому просьб о помощи очень много. Причем больше всего подростков до 14 лет. Сколько у нас было девочек, которые забеременели от собственных отцов… Естественно, родив, они отказываются от своих детей.
‒ Очень много случаев, когда это не разглашается. И мы тем самым лишь увеличиваем количество таких преступлений, потому что они замалчиваются, никто не хочет обнародовать. В наш кризисный центр можно обратиться анонимно, а потому просьб о помощи очень много. Причем больше всего подростков до 14 лет. Сколько у нас было девочек, которые забеременели от собственных отцов… Естественно, родив, они отказываются от своих детей. В чем причина происходящего – слабость законов, их плохая работа или настолько одичали наши люди?! Я думаю, что неисполнение норм законодательства и несоразмерность выносимых приговоров осужденным, когда они избегают наказания, приводят к таким печальным последствиям.
За 2019 год в кризисный центр «Ак жүрок» обратилось 12 девочек до 14 лет, которые подверглись сексуальному насилию. А в 2020 году их уже было 14. В организации им оказали различные виды помощи. Дарика Асылбекова считает, что на государственном уровне делается недостаточно для искоренения семейного насилия и предотвращения подобных фактов.
Завотделом по защите прав детей, женщин и семьи аппарата омбудсмена КР Гульзина Бообекова не отрицает того, что в Кыргызстане часты случаи, когда совершившие семейное насилие или насильники детей остаются без наказания. Но она заверила, что институт акыйкатчи отслеживает подобные факты:
‒ Все случаи жестокого обращения, насилия, в том числе сексуального, по отношению к ребенку мы обязательно берем под контроль в рамках закона. Действительно, имеются случаи, когда органы внутренних дел, другие государственные ведомства не до конца исполняют свои обязанности и закрывают дела или же суды выносят несправедливые решения. С нашей стороны мы также мониторим работу судебных органов.