Высокий процент смертности от коронавирусной инфекции и пневмонии в Кыргызстане уносит жизни сотен наших соотечественников. Что происходит в стране, почему доходят до воспаления легких и умирают молодые люди.
Студентка 5 курса КГМА Бишкека (Кыргызской государственной медицинской академии), 22-летняя Адинай Мырзабекова работала в качестве волонтера в одном из временных стационаров Бишкека. На протяжении 11 дней она лечила пациентов средней и легкой степени тяжести болезни в «красной зоне».
Работавший вместе с ней волонтер, тоже студент Бекзат Абдрахманов рассказал, что в ночь на 14 июля после работы Адинай Мырзбекова легла отдохнуть и не проснулась:
«Так как наш стационар принимает пациентов, у которых легкое или среднее течение болезни, то никаких медикаментов, необходимых для реанимационных мероприятий, ни аппаратуры такой у нас нет. Адинай на здоровье ни разу не жаловалась. Да и мы ничего такого не замечали. Когда она потеряла сознание, мы отвезли ее на Станцию скорой помощи» но там не оказалось реаниматологов, поэтому оказать ей помощь не смогли. Было бы правильно проверять состояние здоровья добровольцев и распределять на работу по результатам этой проверки. Если мы знали бы о состоянии здоровья Адинай, возможно, удалось бы ее спасти. Никто из нас не знал.»
Бекзат Абдрахманов добавил, что работать, на протяжении долгого времени, находясь в СИЗ (средства индивидуальной защиты), очень тяжело и неудобно.
Однокурсники Адинай Мырзабековой, которые отказались назвать свои имена, заявили, что все студенты-волонтеры отправились работать по собственному желанию.
«Когда нам из вуза сообщили о призыве, каждый согласился пойти туда по собственному желанию. Нас с Адинай распределили по разным стационарам. Неделю назад позвонили по телефону и поинтересовались нашим здоровьем, самочувствием. Если честно, после случившегося мы теперь все боимся. Мы пришли сюда, чтобы помогать, так как не хотим оставаться в стороне в столь сложное время, раз мы будущие медики. Но на деле все оказалось по-другому. Выданные нам СИЗ абсолютно не подходили для того, чтобы в них работать. В самом начале нам выдали некачественные защитные костюмы. После долгих уговоров и просьб, через три дня, нам их заменили и дали получше. Мы с Адинай планировали съездить и поработать в Германии, даже готовили документы для этого. Но случилась эта эпидемия. Все планы рухнули», – призналась одна из однокурсниц погибшей.
По словам этой студентки, WhatsApp-группа добровольцев из КГМА сейчас насчитывает около 300 человек. И каждый день этот список пополняется. Руководство вуза пока воздерживается от официальных комментариев по поводу случившейся трагедии.
Министерство здравоохранения КР во второй половине дня 14 июля распространило заявление относительно смерти Адинай Мырзабековой. В сообщении ведомства было сказано, что вечером 13 июля ей резко стало плохо и у нее начались судороги, после чего «была начата сердечно-легочная реанимация, на фоне 40-минутной реанимации больная скончалась в 20:45». Пресс-секретарь Минздрава Жылдыз Айгерчинова рассказала о причинах случившегося:
– Проведено вскрытие. По предварительным данным, причиной смерти является двусторонняя пневмония. Окончательный диагноз будет известен после судебно-медицинских исследований.
Между тем 14 июля в социальных сетях кыргызстанского сегмента распространилось видео с обращением одного из коллег погибшей. В своем заявлении волонтер-медик отметил, что все добровольцы выполняют свой долг, подвергая себя риску, но все положенные требования и нормы соблюдаются: «В начале июля из-за нехватки мест в больницах Бишкека мэрия столицы приступила к развертыванию временных центров дневного стационара. А правительство, признавая нехватку медицинских работников, призвало для работы всех, кто имеет медицинское образование. Среди этих добровольцев были и студенты медицинских вузов».
Елена Баялинова, много лет проработавшая в пресс-службе Минздрава, считает, что жизнь студентки оборвалась из-за отсутствия порядка и слабой координационной работы: «Чисто мне мнение: конечно, этой работой должен руководить Минздрав. Потому что если они приглашают волонтеров работать именно в медучреждениях, в дневных стационарах, в больницах, в «красных зонах», где-то еще помогать, то вся эта работа должна вестись под чьим-то руководством. И рядом с такими ребятами обязательно должен быть инструктор, который проинформирует о правилах защиты и безопасности… Потому что каждый взрослый человек, ответственный руководитель должен позаботиться о безопасности и своих сотрудников и тех, кто помогает.
Но, думаю, прежде чем вменять кому-то какую-то ответственность, надо обязательно провести разбирательство, расследование, верно? Что произошло, где ребята заразились: заразились ли они, работая на своих волонтерских постах, или, может, у них дома были члены семьи, которые болели? Конечно, надо разобраться. Это очень горький случай, когда молодые жизни вот так уходят… Но в целом, когда нет порядка, такие случаи могут происходить, на фоне того, что нет ответственных, нет координации.
По данным мэрии Бишкека, в день через временные стационары проходит более 10 тысяч человек. На сегодня в городе функционируют девять таких точек, дополнительно открыты и ночные стационары.
Спасибо врачам!
Ближе к вечеру 14 июля президент Сооронбай Жээнбеков выразил соболезнования семье и близким студентки КГМА Адинай Мырзабековой в связи с ее безвременной кончиной. Текст обращения распространила пресс-служба главы государства.
«С глубоким прискорбием воспринял печальное известие о смерти студентки 5 курса Кыргызской государственной медицинской академии им. И. Ахунбаева Адинай Мырзабековой, которая трудилась в качестве волонтера в одном из временных стационаров столицы. Дефицит медицинских кадров вынудил привлекать к работе волонтеров, в том числе и из числа студентов медицинских факультетов старших курсов. Они на своих молодых плечах наравне со старшими товарищами достойно выносят все тяготы сегодняшнего дня. К большому сожалению, мы потеряли нашего молодого специалиста, у которого вся жизнь была еще впереди… Адинай Мырзабекова как герой своего времени навсегда останется в памяти своих соотечественников, однокурсников, друзей, родных и близких — всех, кто знал ее.
«Азаттык» собрал данные о более 150 гражданах, скончавшихся за последние два месяца. Из них 10% – это люди в возрасте до 30 лет, 15% – от 45 до 50 лет, остальные 65% составляют люди от 50 до 75 лет.
По данным Республиканского оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, с начала вспышки COVID-19 в стране этим вирусом заразились 1980 медицинских работников, из которых 576 человек уже выздоровели и выписались из больниц, умерло шесть работников здравоохранения.
Между тем, несмотря на заявления чиновников, что пневмонию, которой сейчас болеют многие, вызывает коронавирусная инфекция, в официальную статистику медиков, которые умирают от пневмонии, не включают. Тогда как с марта число умерших от этого заболевания медработников, включая Адинай Мырзабекову, уже приближается к 20.
Ранее власти страны обещали выплатить компенсации заразившимся коронавирусом медработникам, а также тем, кто умер от COVID-19. Но официальных данных о том, сколько медиков получили эти доплаты, до сих пор нет.