Россия ужесточает миграционное законодательство, при этом Кыргызстан исходит из того, что ограничения не коснутся наших граждан в виду того, что наша страна является членом ЕАЭС, где действует соглашение о едином рынке труда. Соответствующее заявление было сделано главой МИД нашей республики Жээнбеком Кулубаевым в интервью «РИА-Новости», в свете принятых думой РФ законов, ужесточающих правила пребывания иностранцев на территории Российской Федерации.
Так же глава внешнеполитического ведомства отметил, что вопросы, связанные с пребыванием кыргызстанцев в России, являются одним из важнейших аспектов двустороннего взаимодействия. Эта тема предметно рассматривается в ходе регулярных консультаций между Бишкеком и Москвой.
«Последняя встреча по обсуждению проблемных вопросов состоялась 24 октября 2024 года в Москве в рамках 17 заседания межведомственной кыргызско-российской рабочей группы. Там были обсуждены все проблемные вопросы, связанные с пребыванием граждан Кыргызстана в РФ. По итогам переговоров был подписан соответствующий протокол. На данном заседании кыргызскую делегацию возглавила министр труда, социального обеспечения и миграции Жылдыз Полотова», — рассказал Жээнбек Кулубаев.
В интервью глава внешнеполитического ведомства также отметил, что правила въезда и пребывания кыргызстанцев в России не изменились, и каких-либо дополнительных требований от российской стороны по допуску наших граждан нет. Однако, после событий в «Крокус Сити Холл», на международных пунктах пропуска через государственную границу России, в том числе в аэропортах города Москвы, продолжают действовать усиленные меры контроля, направленные на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности.
Как отметил министр, это стало причиной того, что в последнее время участились случаи отказа гражданам Кыргызской Республики во въезде на территорию Российской Федерации. К этому можно добавить, что проверки в аэропортах и на пограничных пунктах пропуска доставляют прибывающим в Москву гражданам немало сложностей. Когда, многократно перепроверяя их документы и уточняя цели визита, их держат довольно длительное время. И такая антитеррористическая фильтрация может проходить часами. Но обе стороны, понимая сложность и остроту проблемы, ищут конструктивные подходы, чтобы снять проблемы, возникающие при пересечении границы.
«В целом мы исходим из того, что вводимые российской стороной в рамках ужесточения миграционного режима ограничения в отношении иностранных граждан, в частности, связанные с осуществлением на ее территории трудовой деятельности, не должны распространяться на граждан Кыргызской Республики ввиду ее членства в ЕАЭС, где для граждан, стран-участниц экономического союза, предусмотрены соответствующие преференции», — подчеркнул глава МИД Кыргызстана в интервью российскому изданию.
Чрезвычайному и полномочному послу России в нашей республике Сергею Вакунову на встрече с журналистами в Бишкеке тоже был задан вопрос на эту тему. Дипломат обратил внимание на то, что трудовая миграция — очень важный вопрос для обеих стран. Кыргызстанцы, трудящиеся в России, ежегодно отправляют на родину около 2,5 миллиардов долларов. В то же время для самой большой страны это рабочие руки, без которых сейчас трудно обойтись. За гражданами Кыргызстана сохраняется ряд преимуществ и льгот, которые предусмотрены в ЕАЭС — не нужен патент на работу и нет необходимости получать разрешение на въезд в Россию, поскольку в Евразийском экономическом союзе существует 4 свободы, одна из них — свобода перемещения. При этом трудности, возникающие при пересечении иностранцами границы, обусловлены повышенными мерами безопасности в условиях инспирированных террористических угроз. Особый режим стал следствием чудовищного расстрела безоружных граждан в Крокусе.
«Террористическое давление на Российскую Федерацию постоянно продолжается. Если вы следите за новостями из разных регионов, то фактически каждую неделю, а то и каждые несколько дней, представители террористических организаций или одиночки-террористы задерживаются, и такие попытки пресекаются. Это необходимость любого государства по обеспечению своей безопасности. Поэтому нужно очень, я бы сказал так, с пониманием относиться, может быть, к длительным проверкам, которые происходят в пунктах пропуска. В первую очередь, это аэропорты наши, «Шереметьево», и сухопутные границы на границе Российской Федерации и Казахстана.
Поэтому особого отношения, скажем так, какого-то предвзятого, к кыргызским трудовым мигрантам нет. Более того, очень странно, когда представители парламента, представители министерства спрашивают меня, когда же эти вопросы будут решены и когда же у нас вот этих вот нарушений или, скажем так, людей и трудовых мигрантов Кыргызской Республики, которые попадают в списки риска, не будет? Я говорю, что совместными усилиями, путем разъяснительной работы, путем предварительной подготовки трудовых мигрантов до въезда в Российскую Федерацию, как в Кыргызстане, так и в России, эти вопросы со временем могут быть решены и должны быть решены», — рассказал дипломат.
О том, что Россия не отказывается от мигрантов, а, наоборот, в них нуждается, недавно заявил и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Мигранты — это потребность. Дело в том, что у нас очень напряженная демографическая ситуация. Мы живем в самой большой стране мира, но нас мало». Он так же добавил, — «Чтобы мы динамично развивались, реализовали все планы развития, конечно, нам нужны рабочие руки. Мы их только приветствуем».
При этом Дмитрий Песков акцентировал внимание на том, что «мигранты — это не проблема, проблема — это незаконные мигранты». И с этим явлением, как дал понять Песков, власти России намерены вести активную борьбу. При этом, в Москве абсолютно не заинтересованы в том, чтобы начался массовый отток трудящихся.
В Кремле понимают, что предпосылки, открывшие дорогу незаконной миграции, создавались, в том числе, внутри самой России, где выдача разрешений на работу, прописка в «резиновых» квартирах, получение вида на жительство или справок о сдаче экзамена на знание языка стали доходным бизнесом для нечистых на руку чиновников и проверяющих. Чтобы упростить себе жизнь, приезжие массово соглашались на платные услуги по оформлению нужных документов, но в итоге они оказывались липовыми. За это мигрантов начали задерживать, доставлять в приемники-распорядители, штрафовать и выдворять из страны. В результате в «черном списке» лиц, подлежащих депортации за различные нарушения правил пребывания в России, оказались почти 72 тысячи кыргызстанцев. Как отметили в министерстве труда Кыргызстана, по ним отсутствует информация о заключении трудового или гражданско-правового договора, прохождении дактилоскопической регистрации, медицинского освидетельствования или постановки на миграционный учет.
Буквально накануне президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий наложение финансовых санкций за подделку документов в целях организации незаконной миграции от 5 до 60 миллионов рублей. А чуть раньше был принят закон, в соответствии с которым лица, вовлечённые в деятельность по организации каналов незаконной миграции в России, будут наказываться лишением свободы до 15 лет, с конфискацией денег и имущества.
Проблема, как мы видим, обоюдоострая, и чтобы ее решить, нужны большие усилия с двух сторон, и прежде всего в плане разъяснительной работы. Что мигрантам важно знать сейчас, когда меняются правила пересечения границы. Об этом рассказал посол России в Кыргызстане Сергей Вакунов, отвечая на вопрос ИА «Кабар».
«Всё, что нужно сделать гражданину Кыргызстана для того, чтобы въехать в Российскую Федерацию, это понимать, что никаких обременений за прошлые периоды его пребывания или за какие-то действия, которые не соотносятся с российскими законами, что у него таких ограничений нет, это перед въездом.
Второе — во время въезда, как и любому пребывающему на территории Российской Федерации, пройти проверку при пересечении границы. Это нормальное требование для всех граждан. Как вы знаете, российские граждане, приезжающие в Кыргызскую Республику, точно так же проходят паспортный контроль. Если нет никаких ограничений, гражданин Кыргызстана может находиться в РФ без регистрации в течение 30 дней. Полгода — это будет 90 дней. Когда в разные периоды не нарушают этот порядок, 30 дней он может находиться без регистрации. Если гражданин КР собирается больше чем 30 дней находиться на территории РФ, то ему фактически по общему сложению времени нахождения дается 90 дней на то, чтобы заключить договор о работе на территории Российской Федерации. Первое, что он должен сделать, если он собирается находиться более 30 суток в России — это зарегистрироваться», — рассказал Сергей Вакунов.
Никаких особых требований по отношению к гражданам Кыргызстана изменение миграционного законодательства не предполагает. На пограничном контроле будет производиться фотографирование и дактилоскопия. Впрочем, такие правила в большинстве стран были введены уже давно, так как напрямую касаются вопросов государственной безопасности. Как подчеркнул Вакунов, с обеих сторон должна быть проделана большая разъяснительная работа, как у стран ЕАЭС, как у Кыргызстана, так и у России, ответственность и действия должны быть совместными.
Тема миграции никогда не была простой, но сейчас ее намеренно обостряют. В информационное пространство вбрасываются ложные нарративы, и, очевидно, что проблемные зоны используются как болевые точки, для того чтобы создать напряженность, и не только между государствами. Судя по характеру отдельных публикаций в интернете, мы наблюдаем попытку рассорить народы. В России разжигаются антиэмигрантские настроения, по другую сторону границы распространяются ролики о притеснении приезжих. Тема регулярно подпитывается негативом, и, наверное, стоит признать, что в достаточно сложный и чувствительный вопрос миграции, все чаще суют свой нос посторонние. Закрыть поле для провокаций очень сложно, но его можно сузить, давая общественности больше объективной информации и помогая населению объективно разобраться в вопросах миграции и связанных с ней законах и правилах.
ИАЦ «Кабар», Кирилл Степанюк.