В конце мая министр сельского хозяйства Эркинбек Чодуев сообщил, что Кыргызстан планирует обеспечивать себя пшеницей. По его словам, в нынешнем году посевы данного вида зерновых увеличили на 8 тысяч гектаров, всего под них отвели 247,6 тысячи, и это не предел.
Министр сельского хозяйства Кыргызстана Эркинбек Чодуев
«В текущем году планируется собрать до 700 тысяч тонн пшеницы. В ближайшие годы надеемся получить до миллиона тонн урожая, чтобы обеспечить себя пшеницей. С этой целью мы работаем над увеличением площади посевов до 300 тысяч гектаров», — сказал министр.
Сколько собрали, какая урожайность и потребность
По данным Нацстаткома, в прошлом году с одного гектара посевов собрали 25,1 тонны пшеницы. Общий урожай составил 601 тысячу тонн.
Кыргызстан традиционно закупает пшеницу у Казахстана. В 2019 году республика импортировала 140 тысяч тонн, причем 129 тысяч — из соседней страны. Семенная пшеница в этих цифрах не учтена.
Большую часть импорта составляет меслин — это смесь пшеницы и ржи в пропорции два к одному.
Также следует учесть, что импортируются большие объемы не только зерна. За прошлый год в КР ввезли 72,5 тысячи тонн пшеничной муки, почти 69 тысяч тонн — из Казахстана.
Комитета мукомолов Кыргызстана Рустам Жунушев говорит, что согласно среднефизиологическим нормам, каждому кыргызстанцу в год требуется 115 килограммов хлебопродуктов в пересчете на зерно
«Значит, нам нужно около 1,2 миллиона тонн именно продовольственного зерна. Урожай покрывает не больше половины потребностей. Надо либо посевы в два раза увеличить, либо на столько же поднять урожайность. Но так расширить пашню мы не можем, для этого придется отказаться от других культур. Думаю, площади можно увеличить максимум на 20-30 тысяч гектаров», — сказал Беков.
Качество нашей пшеницы
Как рассказал председатель Комитета мукомолов Кыргызстана Рустам Жунушев, для изготовления муки частично используется казахстанская пшеница. Причины две: большее количество клейковины в ней и дефицит отечественного зерна. При этом Жунушев опроверг распространенное мнение, что мука из местной пшеницы хуже, чем из казахстанской.
«Мука из нашего зерна не подойдет лишь для выпечки в тандыре, а в остальном вполне пригодна для домашней готовки. Да, по клейковине североказахстанская пшеница лучше, но по ряду других параметров наша и южноказахстанская предпочтительнее. Например, в РК делают муку из смеси североказахстанской и южноказахстанской пшеницы», — пояснил собеседник.
Бывший министр сельского хозяйства Торогул Беков тоже подчеркнул, что местное зерно вполне качественное.
«Даже в странах с более каменистой почвой пшеница нормально растет, а у нас прекрасная земля. Сейчас люди и без почвы, и без подходящего климата ее выращивают, сами же видите, какие есть технологии», — заявил Беков.
Сможет ли Кыргызстан отказаться от импорта пшеницы?
Глава комитета мукомолов, Жунушев, не верит, что республика способна полностью обеспечить себя житом. Прежде всего он сомневается в официальных данных — 600 тысяч тонн прошлогоднего урожая.
«Это приписка. Мы, мукомолы, второй-третий год на себе ощущаем, что у нас нет пшеницы. В этом году с весны выезжаем на поля, смотрим, каким будет урожай и его качество. В верхней и нижней частях Чуйской области засеяли ячмень и кукурузу, в Кара-Балте — немного пшеницы, а возле Токмока и Кемина уже не сеют», — рассказал глава комитета.
По его расчетам, в минувшем году было собрано вдвое меньше — 300 тысяч тонн. Причем лишь половина этого объема годится для муки, остальное — фуражное зерно. Жунушев также скептически относится к увеличению посевных площадей в нынешнем году.
Глава Комитета мукомолов очень эмоционально прокомментировал планы насчет миллиона тонн зерна. Он привел для примера данные советского периода, когда государство обеспечивало крестьян горюче-смазочными материалами и удобрениями.
«Не соберут. Даже в советское время, когда земли являлись государственными, были Госплан, ОБХСС и расстрелы за хищение госсобственности, миллион не собирали. Урожай был 600-650 тысяч тонн. Такие обещания — просто популизм. Не соберут, даю гарантию», — заявил Жунушев.
По его словам, мукомолы готовы покупать отечественную пшеницу, но есть нюансы. Из-за неучтенных объемов импортной муки закрываются мелькомбинаты, сейчас работают только девять из 60. Соответственно снижается спрос, и крестьяне перестают сажать пшеницу.
«Без импортной пшеницы нам не обойтись. В советское время тоже часть привозили из Казахстана. Даже если засеем все площади, 30-40 процентов будем импортировать», — заверил собеседник.
Он рассказал, что в 2007-м (плохой урожай в Казахстане) и 2010 годах (закрылась граница) не было поставок из РК, но мелькомбинаты смогли обойтись запасами отечественного зерна. Урожай тогда превысил полмиллиона тонн, и работало гораздо больше предприятий. Сегодня же зависимость от импорта составляет 60-70 процентов.
«В нынешних условиях возможен голод. Отечественный рынок занят импортом, наши мелькомбинаты не работают, а крестьяне сократили посевы… Это очень опасно», — предупредил Жунушев.
Что говорят в Казахстане о возможной потере рынка?
Министерство сельского хозяйства РК сообщило, что Кыргызстан является хотя и не большим, но одним из постоянных рынков сбыта казахстанского зерна. Оно конкурентоспособно благодаря территориальному расположению и логистике, а также высокому качеству.
«Ежегодный объем импорта пшеницы и муки в зерновом эквиваленте составляет около 200-400 тысяч тонн. Казахстан в 2017–2019 годах экспортировал в Кыргызстан в среднем 170 тысяч тонн пшеницы ежегодно. При этом доля КР в общем экспорте РК составила лишь 3,3 процента», — проинформировал Минсельхоз.
Отмечается, что цены на кыргызстанском рынке зависят от ситуации на рынке зерна Казахстана и России. Ведомство напоминает, что зерно и муку в КР импортируют как частные предприятия, так и Фонд госматрезервов. Казахстан принимает меры для открытия новых направлений экспорта и сохранения средних, но стабильных рынков.
«Вместе с тем необходимо отметить, что снижение спроса на казахстанскую пшеницу на соседнем рынке считается маловероятным», — говорится в ответе.