Украина и НАТО: что изменилось после мероприятия в Мадриде

В процессе саммита изменились взгляды Украины и НАТО на взаимные отношения.

Североатлантического альянса стал, безусловно, историческим. Эти слова звучали от всех участников встречи лидеров в Мадриде, и они – не преувеличение.

Искренни также заявления о том, что мадридский саммит НАТО превзошел ожидания. Это действительно так. Немногие ожидали, что уже на этой встрече удастся преодолеть турецкое вето на решение о вступлении Швеции и Финляндии. Хотя эта история еще не завершилась, потому что президент Эрдоган уже намекает на возможность снова ветировать расширение Альянса руками турецкого парламента.

Впрочем, для Украины важно другое.

Во-первых, все больше источников свидетельствуют о том, что в Альянсе растет понимание: помощь Украине нужно увеличить. И вообще, сейчас есть поддержка нашей страны даже со стороны самых скептических государств-союзников, вплоть до Венгрии.

Во-вторых, и это не менее важно, мы сейчас становимся свидетелями изменения отношения к НАТО со стороны официального Киева. И для этого есть основания.

Новая волна отношения к НАТО

«Если бы Украина была в НАТО, я уверен, все равно была бы битва за независимость Украины». Эти слова, прозвучавшие от Владимира Зеленского 11 июня 2022 года в выступлении перед британскими студентами, тогда стали для многих тревожным звоночком и намеком на то, что отношение к Альянсу на Банковой снова ухудшается.

И это вполне соответствовало динамике со стороны власти за последнее время.

Но на саммите в Мадриде все услышали совсем другие сигналы. В частности, глава Офиса президента Андрей Ермак в выступлении на публичном форуме НАТО – мероприятии высокого уровня, проходившем на полях саммита, – заявил, что в случае предоставления Украине Плана действий по членству (ПДЧ) в 2008 году «сегодня, по всей вероятности, в Украине не было бы войны».

Конечно, критика в адрес Альянса также осталась, и надо признать, что она обоснованна. Андрей Ермак заявил, что Киев ожидает от НАТО большей амбициозности и в заявлениях по поводу нашей евроатлантической перспективы, и в действиях по помощи Украины. Впрочем, с такими заявлениями, наверное, согласятся даже самые ожесточенные евроатлантисты: конечно, Украина нуждается в большей поддержке и более четкой перспективе.