Узбекистан на фоне развивающейся ситуации в Афганистане

Узбекистан отреагировал на передвижения талибов в Афганистане приведением в полную боевую готовность армии, которая является самой мощной на территории Центральной Азии.

Республика Узбекистан не рассматривает вопрос возвращения в ОДКБ на фоне обострения боевых действий в сопредельном Афганистане.

Пресс-секретарь президента страны и замглавы его администрации Шерзод Асадов в ходе брифинга 12 июля заявил: «Мы не получали предложений по членству в ОДКБ. Плюс нашим законом запрещено создание военных баз и вступление в такие организации».

Заявление выглядит некой демонстрацией согласия на контакт с вероятной «новой властью» в Афганистане, без ущерба для отношений с действующим правительством ИРА. Доброжелательный нейтралитет в готовности к немедленному военному ответу, если нарушения границы с афганской стороны примут угрожающий безопасности РУз характер.

В ходе боев с талибами с 23 июня десятки афганских пограничников и солдат периодически «отступают» на территорию Узбекистана, их принципиально отправляют обратно. Нейтралитет достаточно суров.

Одновременно в Узбекистане наиболее подготовленные командиры мотострелковых, артиллерийских, инженерных подразделений российского Центрального военного округа делятся с местными коллегами сирийским боевым опытом. В программе – занятия по управлению огнем артиллерии с применением технических средств разведки, огневая подготовка с применением вооружения модернизированных бронетранспортеров БТР-82, упражнения контрольных стрельб из гранатометов, дневные и ночные тактические занятия в составе мотострелковых подразделений.

Ранее глава узбекского МИД Абдулазиз Камилов заявил, что Узбекистан не примет возвращение Исламского Эмирата, но у афганского кризиса нет военного решения. И важно, чтобы Афганистан стал интегрированной частью Центральной Азии.

Для этого необходим «единый региональный и международный подход к мирному процессу в Афганистане». Чрезвычайно сложная схема урегулирования, со многими неизвестными. В республике «Талибан» (запрещена в КР) официально не считается террористической организацией, однако на видео талибов, записанном в провинции Фарьяб, рядовые боевики разговаривают на узбекском языке, и это серьезный сигнал для Ташкента.