Парадокс — именно такая мысль возникает, когда узнаешь, что в бюджете и в карманах населения пусто, а по данным Национального банка КР, объем денег в стране бьет все рекорды. Мы решили узнать причину и поинтересовались у экспертов, не приведет ли это к росту цен.
Немного терминологии
Деньги в обращении — это средства населения с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций.
Денежная база — деньги в обращении и резервы финансовых (депозитных) организаций в сомах.
Денежная база в широком определении — деньги в обращении плюс все резервы (инвалюта и сомы) и депозиты финансовых организаций, которые находятся в Нацбанке.
Денег мало или много?
К началу мая объем денег по всем трем ключевым показателям НБ КР установил рекорд, но продолжал увеличиваться и к концу июня вырос еще на 13,2-16,7 миллиарда сомов (в зависимости от показателя).
При этом пандемия остановила немалую часть импорта, к тому же не все предприятия и сферы экономики работают. В результате казна в нынешнем году недополучит порядка 30 миллиардов сомов — главным образом налоги и таможенные сборы. Поэтому Кыргызстан активно берет гранты и кредиты, в том числе на поддержку бюджета, чтобы платить зарплаты и пенсии.
Доходы населения также сократились, поскольку многие сферы деятельности приостановлены либо долгое время не работали.
Почему денег много — объяснение Нацбанка
Главный банк страны назвал основной причиной роста денежной базы и денег в обращении «увеличение расходных операций сектора государственных финансов».
«Данные операции обусловлены необходимостью выплаты зарплат, пособий и субсидий, приобретения медицинских товаров и услуг, а также других затрат, связанных с негативными последствиями распространения COVID-19», — сообщили в Нацбанке.
Согласно последней информации Министерства финансов, расходы госбюджета за первые пять месяцев года превысили 52,3 миллиарда сомов, что почти на 3,5 миллиарда больше показателей аналогичного периода 2019-го. Речь о бюджетных деньгах, без учета спецсредств.
Увеличение неудивительно
По словам экономиста Нургуль Акимовой, неудивительно, что с мая объем денег в республике растет.
Она назвала несколько причин:
- карантинные ограничения стали снимать как раз в начале мая, до этого они сдерживали оказание рыночных и общественных услуг и работ, а также потребление товаров;
- все средства, которые ранее население тратило на досуг, идут на потребление, медицинское услуги и медикаменты;
- в бюджет поступает меньше налогов, но поступление кредитных и грантовых средств в КР не прекращалось;
- на объем денежной базы влияет благотворительность, так как на потребление идут деньги, ранее классифицируемые как сбережения;
- все бюджетные средства, запланированные прежде на капитальное строительство и ремонт, стали направлять на приобретение необходимых товаров и услуг.
Как отметила Акимова, в последние месяцы немного стали восстанавливаться грузоперевозки и международная торговля. Кыргызстанцы в основном потребляют импортные товары, поэтому чем чаще они будут совершать покупки, тем больше должен быть оборот средств в финансовой системе.
«Но балансирующим моментом в части обращения денег является сокращение денежных переводов трудовых мигрантов. То есть, если бы не было этого сокращения, рост всех трех показателей Нацбанка был бы больше», — объяснила экономист.
Грозит ли нам инфляция?
По словам Акимовой, если ситуация не изменится, то есть паника продолжится, инфляция может достичь 11-15 процентов. Прежде всего это касается цен на продукты и медикаменты.
«Инфляция, на мой взгляд, произойдет не за счет изобилия товаров, а за счет массы денег, то есть будет монетарной, потому что все деньги (частные и государственные) идут на потребление. Ранее финансы распределялись сбалансировано: часть оставалась в качестве сбережений, другая шла на строительство и ремонт, третья — на потребление, а сейчас баланса нет», — заявила эксперт.
Она уточнила, что на инфляцию не влияют деньги, которые направляли в сферу капитального строительства или на пополнение сбережений, так как они «замораживались и добавлялись в капитал».
«Потребление оживляет денежный оборот. Иными словам, если вы покупаете больше товаров, то стимулируете хозяина магазина чаще приобретать их. Инфляция по факту — это мерило скорости обращения денег», — пояснила Акимова.
Она добавила, что за счет роста рисков и потенциальных потерь банки, возможно, увеличат ставки по кредитам, хотя они и так одни из самых высоких, поэтому НБ КР нужно принимать меры для предотвращения инфляционных проявлений.
Однако у главы общественного совета Министерства финансов КР Бактыбека Сатыбекова совсем другое мнение.
«Люди на карантине «съели» все ресурсы, а сейчас психологически придерживают расходы, покупают только самое необходимое. На развлечения нет возможности тратиться, в том числе потому, что все закрыто. Торговые центры тоже пустые, там только продавцы. Предпосылок для роста цен (инфляции) нет», — сообщил Бактыбеков.
Другой причиной он считает сезонный фактор.
«Летом продуктовая группа падает в цене, поступают фрукты и овощи из нового урожая. В этом плане не ожидается роста цен, наоборот, должен быть спад. Высоких инфляционных ожиданий у меня нет», — подчеркнул специалист.
Какую инфляцию ожидает Нацбанк
Как сообщает НБ КР, в настоящее время увеличение расходных операций сектора государственных финансов является одной из причин инфляционного давления. Влияние будет заметно не сразу, а через некоторый период (временной лаг — порядка одного года).
«В целом Национальный банк ожидает, что среднее значение инфляции к концу текущего года будет находиться в рамках среднесрочных целевых ориентиров денежно-кредитной политики в пределах 5-7 процентов», — рассказали в главном банке.