Замглавы ЕАБР поделился мнением о международных рейтингах суверенитета

Замглавы ЕАБР Тигран Саркисян рассказал о том насколько соответствуют международные рейтинги истинному положению дел.

Рассмотрение пространства ЕАЭС с точки зрения цифрового суверенитета — достаточно трудная задача. Об этом заявил заместитель председателя правления ЕАБР Тигран Саркисян.

«В мире нет индекса цифрового суверенитета, который с использованием тех или иных индикативных показателей может вывести уровень суверенности страны или группы стран. Согласно двум самым известным рейтингам — Индексу развития электронного правительства ООН и Индексу развития информационно-коммуникационных технологий Международного союза электросвязи, страны ЕАЭС — прежде всего, Россия и Казахстан — занимают высокие позиции по развитию информационно-коммуникационных технологий и сервисов. Речь идет в первую очередь о развитии инфраструктур и услуг электронного правительства», — сказал он.

По словам Т.Саркисяна, по международным рейтингам в ЕАЭС все выглядит достаточно позитивно. Однако насколько данные показатели говорят о наличии у стран высокого уровня цифрового суверенитета — этот момент порождает несколько вопросов.

«Первый. Какая доля цифровых услуг, внедрённых в странах, является продуктом разработок самих стран? То есть в какой степени страны сами создали компетенции для разработки и внедрения собственных цифровых решений и инструментов?

Второй. Какая часть национальных цифровых инфраструктур создана собственными силами с применением национальных технологических решений? Или же – какую роль играет импорт в рамках создания национальной цифровой инфраструктуры? Вопрос особенно важен в связи с его прямой корреляцией с фактором, о котором мы писали в предыдущей части. Речь о беспрерывности услуг цифровых корпораций после поставок продукта. Вопрос развития инфраструктур без их наполнения собственными решениями и продуктами является не чем иным, как созданием за счет государства инфраструктуры для проникновения решений и продуктов третьей стороны. Если описать это явление образно: государство без флота за свой счет строит порт для чужих кораблей, существенно сокращая транзакционные издержки последних», — пояснил он.

Третий вопрос — насколько национальные сегменты, обеспечивающие хранение данных, являются автономными? «То есть, находятся ли хранение, обработка и дальнейшая передача данных в рамках национальных решений, разработок и инфраструктур? Данный вопрос имеет актуальное значение сегодня, когда всё больше и больше баз данных переходят на уровень облачного хранения и обработки», — сказал он.

«Вопросов много, мы затронули ключевые из них. Так или иначе – все они касаются главного: насколько наши страны в плане выработки решений и технологий самодостаточны, или суверенны? Ответа не найти ни в одном рейтинге и индексе, однако достаточно посмотреть на уровень проникновения транснациональных цифровых компаний на наши рынки, чтобы понять: мы остаемся рынком сбыта их продуктов и решений. Причем их проникновение также говорит о непрерывности их услуг: за период кризиса и экономических трудностей последних лет, которые испытывали наши страны, многие иностранные компании ушли с рынка ЕАЭС. Производители одежды, оборудования, автомобилей и иной техники – теряли рынки из-за падения покупательной способности населения и снижения экономической активности. Но в тот же период ни одна крупная цифровая корпорация не сократила свое присутствие на наших рынках, а наоборот – расширила», — сказал Т.Саркисян.

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version