Все больше женщин в странах Центральной Азии становятся жертвами насилия 

Нестабильная ситуация в мире напрямую влияет на семейное насилие над женщинами. В особенности высокий уровень гендерного насилия наблюдается в странах Центральной Азии и Восточной Европе.

Как утверждает Amnesty International, пандемия COVID-19 и российская агрессия против Украины, а также повсеместный упор на искаженные «традиционные ценности» способствуют ухудшению ситуации с правами человека и повышению уровня домашнего насилия и других форм гендерного насилия в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Вред внешних факторов неотрывно связан с неэффективной правовой и институциональной базами в регионе, а также с крайне губительной политической и социальной динамикой. Такие выводы приводит Наталья Нозадзе, исследователь Amnesty International по региону Восточной Европы и Центральной Азии.

Так, в условиях продвижения якобы «традиционных ценностей» все больше женщин становятся жертвами семейного насилия. К примеру, в странах Центральной Азии 18% женщин испытали сексуальное или же физическое насилие.

Правительства стран Восточной Европы и Центральной Азии все сильнее продвигают «традиционные ценности» и приравнивают защиту гендерного равенства и прав женщин к утрате культурной и традиционной идентичности, стараясь заручиться большей поддержкой для своей антигуманной повестки.

И как следствие, к сожалению, патриархальное поведение, мизогония и гомофобия не просто укореняются, они процветают.

При этом Кыргызстан в отчете упоминается в числе стран (наряду с Грузией, Молдовой и Украиной), которые недавно отнесли домашнее насилие к уголовно наказуемым преступлениям.

И хотя большинство стран региона достигли определенного прогресса в законодательных реформах для борьбы с домашним насилием, у них отсутствуют действенные механизмы защиты и поддержки жертв такого насилия, поскольку существующих законодательных и иных мер недостаточно.

Важно, чтобы защита, продвижение и расширение прав и возможностей женщин играли центральную роль в политике и в области здравоохранения.

Однако все мы понимаем, что во многих государствах Восточной Европы и Центральной Азии такой идеал остается едва ли достижимой целью.

Но существует инструмент для создания более действенной и комплексной законодательной базы по домашнему насилию — Стамбульская конвенция. Она открыта для стран Центральной Азии.