Активисты требуют кредитной амнистии до 2021 года

Представители ОО «Элет Көйгөйү» добиваются объявления кредитной амнистии. Об этом, в ходе сегодняшней пресс-конференции рассказала представитель ОО Марипа Алыйкулова.

Участники ОО просят дать кредитную амнистию на период с 27 марта 2020 до 27 марта 2021 года — не выплачивать проценты по кредитам. При этом люди готовы заплатить основную сумму кредитов, сообщила М.Алыйкулова.

По ее словам, они обращаются с этим обращением к Садыру Жапарову.

Есть около 700 тыс. кредитополучателей, в течение 2 месяцев поступили 20 тыс. писем, рассказала она.

Ранее ОО неоднократно обращалось к экс-президенту КР, в правительство, в Жогорку Кенеш. А правительство и ЖК ответили тем, что не вправе вмешиваться в деятельность коммерческих структур, сообщила она.

И в итоге 18 марта 2020 года НБКР принял постановление правления «О мерах по поддержке субъектов предпринимательства в связи с распространением пандемии коронавируса», по которому ФКО рекомендовано предоставить заемщикам отсрочку по платежам по кредитам сроком на менее 3 месяцев как по основной сумме кредита, так и по начисленным процентам в отдельности или вместе. При этом начисление процентов на основную сумму не может приостанавливаться в связи с существующими обязательствами комбанков.

«Получили результаты, что власти дали 3 месяца каникул. Мы почти что не получили результат, потому что с 27 марта по май был введен режим ЧП, карантин, а при карантине люди не зарабатывали, все остановилось. Пандемия — это значит полностью болеют и никто не может выйти на улицу», — сказала М.Алыйкулова.

В связи с этим с 2020 года участники ОО начали проводить акции: 24 августа 2020 года ночевали возле здания ООН, 3-4-5 сентября — возле восточных ворот ЖК.

Также М.Алыйкулова рассказала, что НБКР в своем ответе сообщил им, что в реализации постановления в 2020 году было реструктуризовано свыше 208 тыс. кредитов на 80,8 млрд сомов.

«Получается, 81 млрд сомов были направлены на пролонгацию этих процентов, но, как мы видим, был бы пример кто-то бы сказал, что да, действительно его проценты были списаны во время пандемии, но мы таких примеров не видели», — сказала М.Алыйкулова.

Говоря о постановлении правительства о списании процентов по кредитам до 100 тыс. сомов за три месяца, М.Алыйкулова сообщила, что в некоторых областях страны специалисты комбанков говорят, что такое постановление к ним не дошло.