Жёсткие ограничительные меры, которые начали принимать в республике с момента первого обнаружения COVID-19 говорят, что экономику Кыргызстана после победы над инфекцией ждут нелегкие времена. Распространение вируса COVID-19 парализовало практически все отрасли экономики Узбекистана. В частности, под карантин попали транспорт, торговля, туризм, промышленность, ресторанный бизнес, образовательные услуги. Уже сейчас, в разгар пандемии, бюджет республики несет убытки от неуплаты налогов и пошлин, резко сократились денежные переводы от трудовых мигрантов. Сельское хозяйство в период карантина столкнулось с проблемой поставок семян, ГСМ и запчастей для сельхозтехники в период весенних полевых работ в деревню. Мелким производителям, небольшими партиями пытающимся привезти и продать в городе свой товар, стало гораздо трудней добраться до покупателей. Чтобы понимать масштабы проблемы, нужно отметить, что более 250 тысяч человек населения в КР трудится как раз в малом и среднем бизнесе. В такой ситуации, в стране резко пошли вверх цены на продукты питания, притом не только импортные, но и местного производства.
Что же ждет Кыргызстан после коронавирусной эпидемии, которая рано или поздно закончится?
В самом Кыргызстане, в первую очередь, пострадают торговый сектор, продажа автомобилей, недвижимости, товаров народного потребления, логистические фирмы и сферы, связанные с трудовой миграцией. По разным оценкам, до конца года в КР могут вернуться примерно 80 тыс. кыргызстанцев, которые трудились в РФ и потеряли работу из-за пандемии. Но дома большинство из них не смогут найти работу, т.к. сфера услуг, в которой, в основном, за границей работали кыргызстанцы не востребована на родине. И сейчас невозможно сказать, насколько вырастет безработица, но цифра будет немалой. И хотя, по прогнозам, как только откроются границы, ожидается возвращение на работу в Россию около 10 тыс. человек, проблема безработицы среди оставшихся возрастет многократно. Соответственно, и денежные переводы из России переводы сократятся, по крайней мере, вдвое (в прошлом году мигранты перевели в Кыргызстан $2,4 млрд.).
Снижение доходов населения неизбежно приведет к падению покупательской способности кыргызстанцев и напрямую скажется на функционировании торговых площадок, таких как крупнейший рынок в стране «Дордой» (сегодня предоставляет работу около 600 тыс. человек).
Сложные времена ждёт весь общепит, особенно такой специфический сектор, как проведение тоев. Занятых в индустрии тоев артистов, поваров, официантов резко сокращают уже сейчас, а после победы над коронавирусм вряд ли все вернется из-за падения доходов — кыргызчанам будет не до пышных семейных праздников. Тяжелее всего придется сотрудникам кафе, баров и ресторанов. Сейчас, заведения общепита либо закрылись, либо работают только на вынос. Работников увольняют или переводят на усеченный график с урезанной зарплатой. В таких условиях, после окончания карантина многие кафе и рестораны не смогут восстановиться и прекратят работу.
Кризис затронет даже сферу образования – из-за потери доходов трудовые мигранты не смогут более оплачивать денежными переводами учебу своих детей, в том числе контракты студентов.
С наступлением текущего кризиса в стране наблюдаются все последствия макроэкономических дисбалансов, то есть снижение ВВП, инфляция, дефицит бюджета. В общей сложности падение таможенных и налоговых платежей за 2020 год оцениваются в 28 млрд. сомов (329,8 млн. долларов США). Под угрозой может оказаться бесплатное предоставление общественных услуг, таких как бесплатные больницы, транспорт, продовольствие, энергия и жилье.
И смогут ли власти Кыргызстана заранее подготовиться к социально-экономическим последствиям коронавирусного удара, покажет ближайшее время.
А пока, чтобы покрыть дефицит бюджета, власти Кыргызстана обратились к международным донорам. И не безрезультатно — МВФ уже выделил республике 120,9 млн. долларов США. Переговоры в настоящее время продолжаются со Всемирным банком, Азиатским банком и ЕБРР, а также с ООН и другими партнерами.