Национальный расчетный депозитарий России признал чрезвычайную ситуацию

В пятницу Совет ЕС опубликовал итоговый список шестого пакета санкций за вторжение в Украину и включил в него Национальный расчетный депозитарий (НРД).

Центральный депозитарий российского фондового рынка, который осуществляет обслуживание ценных бумаг и оказывает клиринговые услуги, отныне отрезан от финансовой системы ЕС.

НРД является системно значимым финансовым институтом России, крупнейшим «хранилищем» ценных бумаг в стране и единственным учреждением такого рода, имеющим доступ к мировой финансовой системе.

Владельцем депозитария является Мосбиржа, которая, в свою очередь, «в высокой степени находится под контролем правительства», говорится в публикации в официальном журнале ЕС. А это, по мнению европейских чиновников, означает, что НРД «материально или финансово поддерживает правительство РФ, ответственное за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины».

Включение НРД в шестой пакет санкций наряду с нефтяным эмбарго и запрету на страхование танкеров стало сюрпризом, отмечает директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой.

В результате санкций счета НРД блокируются, а вместе с ними — валюта клиентов, причем на неопределенный срок; по бумагам на счетах НРД в европейских депозитариях становятся невозможны, перечисляет он.

Сам НРД объявил ситуацию чрезвычайной, приостановил все операции в евро и рекомендовал клиентам самостоятельно оценивать риски при зачислении других валют.

Санкции обнуляют возможности НРД по обслуживанию валютных суверенных и корпоративных облигаций, надежды на которые оставались, в том числе в свете последних решений Минфина назначить НРД агентом, продолжает Полевой. Это делает дефолт России — первый в иностранной валюте более чем за 100 лет — еще на шаг ближе.

Фактически связи с европейским депозитарием Euroclear у НРД уже не было — она «порвалась» в результате негласных, не объявленных санкций после начала войны. Теперь же ясно, что разблокировки моста НРД — Euroclear не предвидится, сетует профессор ВШЭ Евгений Коган: «Судя по всему, она на годы, потому что санкции за 5 минут никто не снимает».

Это же касается и всех прочих санкций, по числу которых Россия стала мировым рекордсменом, обогнав Иран и КНДР. Полная их отмена нереализуема хотя бы потому, что многие из ограничений закреплены в законах или действуют в качестве неписаных норм и установок, рассуждает директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев: «Санкции и, стало быть, антисанкции могут оказаться оторванными от причин их введения и начнут жить своей автономной жизнью».

«Результат — деградация и закукливание российской системы по иранскому образцу в стационарном состоянии „экономики сопротивления“ на фоне сохранения или даже усиления санкций. Но такой сценарий реализуем только в рамках гораздо более примитивной экономики, выключенной из глобальных цепочек создания стоимости, в которой невозможны привычные формы удовлетворения потребностей населения», — предупреждает Буклемишев.