Внесенные изменения позволят устранить коррупционные схемы, существовавшие в СЭЗ – депутат

Бишкек, 13.01.25. /Кабар/. Президент Садыр Жапаров внес изменения в Закон «О свободных экономических зонах».

Закон был принят Жогорку Кенешем 20 ноября 2024 года. Законопроект был инициирован депутатами Жогорку Кенеша Аманканом Кенжебаевым и Марленом Маматалиевым.

Как прокомментировал Маматалиев агентству «Кабар», внесенные изменения позволят устранить коррупционные схемы, существовавшие в свободных экономических зонах.

По словам депутата, до 2001 года в свободной экономической зоне были зарегистрированы две компании. Им было разрешено производить табачные изделия, в то время как другим компаниям заниматься этим видом деятельности было запрещено. Теперь изменения устраняют подобные приоритеты для заинтересованных сторон.

«Во-первых, очевидно, что предоставление разрешений только одной-двум компаниям было связано с чьими-то интересами. Мы отменили ограничение, запрещавшее другим компаниям вести деятельность. Главная цель закона – поддержка субъектов предпринимательства, работающих на территории свободных экономических зон, и создание условий для честной конкуренции. Теперь любой предприниматель, компания или инвестор может работать в свободной экономической зоне в рамках закона. Это приведет к поступлениям налогов в государственный бюджет, созданию новых рабочих мест. Ранее две компании требовали от инвесторов 30% дохода, утверждая, что только у них есть разрешение на деятельность. Мы устранили эту коррупционную схему», – отметил депутат.

Согласно принятому закону, на территории свободных экономических зон, а также для их субъектов, вводится запрет на определенные виды деятельности, включая производство и продажу подакцизных товаров, за исключением деятельности предприятий, осуществляющих сбор, производство и продажу следующих товаров:

* табачной продукции, классифицируемой по коду ТН ВЭД 2402, облагаемой акцизом и НДС при ввозе на остальную территорию Кыргызстана субъектами СЭЗ, зарегистрированными до 2000 года;

* продукции, содержащей никотин, включая электронные системы доставки никотина, электронные сигареты и аналогичные устройства, классифицируемые по кодам ТН ВЭД 2404 и 8543 40 000 0,

* воды, в том числе минеральной и газированной, содержащей сахар или с ароматизаторами по коду ТН ВЭД 2202, при условии обязательного ограничения вывоза на внутренний рынок.

Марлен Маматалиев отметил, что в Кыргызстане с июля 2025 года вводится запрет на импорт, оборот и использование электронных сигарет. Однако, согласно изменениям в закон «О свободных экономических зонах», их производство в стране продолжится, но только для экспорта.

«Мы определили, что электронные сигареты должны производиться исключительно в свободных экономических зонах. Это связано с тем, что в СЭЗ производственные процессы строго контролируются, и компании не будут поставлять продукцию на внутренний рынок, а только экспортировать её. Закон принят Жогорку Кенешем и подписан президентом. Теперь можно отметить, что для предпринимателей открыты возможности для работы», – считает депутат.

Он также добавил, что закон был разработан для устранения противоречий, пробелов и неясностей между законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс» и законом «О свободных экономических зонах».