Азимбек Бекназаров: Атамбаев мне друг, но и Жээнбеков мне близок

В 2010 году когда началась война, все были под мышкой Алмазбека Атамбаева. Об этом в интервью газете «Азия News» заявил политик Азимбек Бекназаров.

«Я его (Атамбаева -ред) не жалею. Он недолго будет сидеть за решеткой. Завтра-послезавтра выйдет на свободу. Я это чувствую.

Во-вторых, Атамбаев мне друг, но и Сооронбай мне близок, соратник. Мы вместе работали в парламенте. Здесь нет места дружбе. Речь идет об уголовной политике. Сейчас сбежавшие из команды Атамбаева сидят под мышкой Соке. Это никуда не годится. Все должны быть равны перед законом. Нельзя делить людей», отметил Бекназаров.

«Я больше поддерживаю действующего президента, чем Атамбаева. Двух президентов выгнали, третьего посадили, а когда изменится система? Все остается как прежде. Почему-бы не совершить третью, духовную революцию, исправить систему, провести реформы, опираясь на национальные, государственные идеи? Я не защищаю Атамбаева, а предлагаю изменить меру пресечения свободы.

Если он натворил делов, пускай ответит. Я же требую оправдать и отпустить его. Некоторые исказили и решили, что я требую отпустить из тюрьмы Атамбаева. Это не так. Атамбаев должен ответить за то, что сделал. Но ответственность он должен понести как президент, а не сидеть с хулиганами», подчеркнул политик.

Далее приводим полный текст интервью из сайта «Гезиттер»:

— Все видные политики заинтересованы в том, чтобы принять участие на предстоящих выборах. И вы будете участвовать?

— Пока что таких мыслей нет. Хочу послужить кыргызскому народу, достигнув возраста пророка. Но я боюсь, что проиграю какому-то бизнесмену, если не изменять избирательную систему. Сейчас заседают не народные избранники, а состоятельные люди, люди власти. А моя природа иная. Слышал, что люди постарше меня, тем, кто за 80, возглавляют партии и рвутся в парламент. Я бы посоветовал всем трезво оценить свое положение, а потом участвовать в борьбе. Мог бы я пойти на выборы, если бы изменили избирательную систему, депутаты были бы настоящими народными избранниками, напрямую избирались бы людьми. А нам не удается изменить избирательную систему. Кажется, и на этот раз пойдем по старой системе. А в таких обстоятельствах заведомо известно, кому достанутся кресла.

— Вы предложили отпустить Атамбаева под домашний арест. Это обдуманное заявление? Люди с удивлением задаются вопросом: «Какая муха укусила Азике?»

— Это было адресовано не конкретно Атамбаеву, я привел его в пример. Не государственный это шаг посадить бывшего главу государства, правившего страной 5-6 лет рядом с террористами, наркоманами и убийцами. Почему бы нам не изменить политику? Не пора ли отпускать под домашний арест людей в ранге главы государства и главы правительства? «Почему бы Атамбаева не содержать в резиденции вместе с его детьми? После вынесения решения суда его можно перевести на «зону». Во-вторых, что будет, если случится несчастье? Не опозоримся ли из-за последующих разговоров о том, что экс-президент скончался в тюрьме?» — сказал я.

В 2010 году я обратился к Бакиеву через правозащитников. «Будешь сидеть под домашним арестом в резиденции. До конца следствия не будешь вмешиваться в политику», — сказали мы. Он почти согласился, но ему дали покинуть страну. В 2005 году Танаев был задержан при попытке бегства, но через два дня я добился того, чтобы его отпустили под домашний арест. Тогда я занимал пост генпрокурора. Нравится это нам или нет, но эти люди стояли во главе государства. Почему бы нам не отнестись к ним соответственно? Но такое мое предложение не нашло поддержки. Меня проклинают. Дело не в Атамбаеве. Могу парировать выпады тех, кто выступает против меня: «При Атамбаеве я не получил ни одной должности. Это вы получили».

—  Какой была участь правителей в нашей истории? Обезглавливали ли они друг друга, как поступали с побежденными по окончанию борьбы?

— Если была война, то такие случаи были. Ханы могли сразить друг друга, обезглавить. Но в то же время противоборство заканчивалось тем, что один преклонял голову перед вторым. Так было в случае с Конурбаем и Манасом. Он не стал его убивать. А впоследствии тот нанес удар в спину, когда Манас совершал намаз. Кыргызам не свойственны были случаи, когда хан убивал хана.

На похоронах Кокотоя Манас так ударил Конурбая, что тот оказался на земле. Когда тот начал просить пощады, Манас дал ему коня Алгара. Это – великодушие Манаса. Я призываю президентов проявить великодушие, особенно по отношению к бывшим соратникам. И без того народ не может понять, кто прав, а кто нет.

— Складывается впечатление, что вы все равно пытаетесь защитить своего друга Атамбаева от беды.

— В 2010 году когда началась война, все были под мышкой Атамбаева. Я его не жалею. Он недолго будет сидеть за решеткой. Завтра-послезавтра выйдет на свободу. Я это чувствую. Во-вторых, Атамбаев мне друг, но и Сооронбай мне близок, соратник. Мы вместе работали в парламенте. Здесь нет места дружбе. Речь идет об уголовной политике. Сейчас сбежавшие из команды Атамбаева сидят под мышкой Соке. Это никуда не годится. Все должны быть равны перед законом. Нельзя делить людей. Я больше поддерживаю действующего президента, чем Атамбаева. Двух президентов выгнали, третьего посадили, а когда изменится система? Все остается как прежде. Почему-бы не совершить третью, духовную революцию, исправить систему, провести реформы, опираясь на национальные, государственные идеи? Я не защищаю Атамбаева, а предлагаю изменить меру пресечения свободы. Если он натворил делов, пускай ответит. Я же требую оправдать и отпустить его. Некоторые исказили и решили, что я требую отпустить из тюрьмы Атамбаева. Это не так. Атамбаев должен ответить за то, что сделал. Но ответственность он должен понести как президент, а не сидеть с хулиганами.

— Вы вроде бы собирались стать послом в Малайзии. Как решился этот вопрос?

— Вопрос остается открытым. Я не против того, чтобы стать послом в Малайзии. Решение примет президент и его окружение. Есть определенные неурядицы. Жогорку Кенеш начал рассматривать инициированный народом вопрос курултая. Мы этому радуемся. Дальнейшее слово за президентом и его командой. Посмотрим, отправят меня послом или нет. Если отправят, я не откажусь.

— Вы вроде назначили на ближайшее время курултай.

— Курултай назначили на 14 декабря. Все уже определено – повестка дня, кто выступит с докладом.