В Национальном центре охраны материнства и детства успешна сделана очередная операция по пересадке почек. Пациент — 26-летний Эрлан восстанавливается после операции и проходит реабилитационные процедуры.
После окончания школы парень заболел ангиной, после которой начались проблемы с почками. Эрлан не догадывался об этом, пока не поступил в университет и не стал замечать слабость и как отекали ноги.
Спустя некоторое время он обратился к врачам, которые выявили незначительные проблемы. Парень прошел курс лечения и 4 года не вспоминал о болезни, не имея никаких симптомов. К выпуску из университета слабость, боли в почках, отекание в ногах снова дали о себе знать. Врачи на тот момент сказали ему, что это все на фоне усталости.
Как рассказывает Эрлан, в 2018 году после сдачи анализов ему предложили пройти курс гемодиализа.
Пациенты с хронической почечной недостаточностью получают гемодиализ всю жизнь до тех пор, пока не будет возможности провести операцию по пересадке почек. Средняя стоимость такой операции за рубежом около 20 тыс. долларов, поэтому для многих кыргызстанцев трансплантация недоступна.
Процедуру искусственной поддержки почек Эрлан получал больше 2 лет, но об операции по пересадке даже не думал, пока не узнал, что такая же операция проводится в Кыргызстане.
Об операции по пересадке почки, проводимой в Кыргызстане, он узнал у знакомой.
«Я был очень удивлен, когда узнал, что у нас эта операция стоит 7 тыс. долларов. Начал расспрашивать, собирать информацию и деньги, поговорил с семьей. Донором стала моя мама», — рассказывает он.
Со дня проведения операции прошло больше 10 дней и Эрлан идет на поправку.
«Уже не считаю дни, чтобы пойти на процедуры. Я будто заново родился. Мы с мамой себя чувствуем хорошо. Спасибо врачам и центру, которые оказали нам помощь и лечат», — говорит Эрлан.
Как обстоят дела в Кыргызстане с трансплантацией почек?
По данным Минздрава, в Кыргызстане за счет государства гемодиализ получает 1691 человек, а еще 55 человек стоят в списке ожидания. Больше половины из них нуждаются в пересадке почек.
В Центре охраны материнства и детства за 2 года провели 33 операции, из них 16 операций совместно специалистами из Беларуси.
По словам директора центра Камчыбека Узакбаева, в Кыргызстане нет лаборатории, где могли бы проводить типирование по тканевой совместимости донора и реципиента. Поэтому для проверки приходится отправлять пациентов в Казахстан и другие страны.
«Эрлан — первый пациент, которому провели операцию после снятия карантина и стабилизации эпидситуации. Он еще весной обратился и прошел типирование по тканевой совместимости в Алмате до закрытия границ. Остальные не могут пройти, так как границы все еще закрыты. Нам бы хватило одной такой лаборатории», — сказал он.
- Камчыбек Аскарбекович, расскажите сколько специалистов задействованы в операции, какие есть проблемы?
-
В 16 операциях участвовала огромная команда из Беларуси в составе хирургов, анестезиологов, реаниматологов, ассистентов, врача-лаборанта, нефролога, операционной сестры.
После нам вручили сертификат, который подтверждал о том, что наши специалисты обучены и могут проводить операцию самостоятельно без помощи зарубежных специалистов. На одного пациента задействованы около 20 специалистов: хирурги, реаниматолог, анестезиолог, медсестры и другие.
Проблемы есть в донорстве. В Кыргызстане по закону донорство разрешается только первому поколению родственников — мама, папа, брат, сестра. Очень много пациентов, у которых нет доноров. Поэтому будет хорошо, если разрешат до четвертого поколения. При таких условиях движение донорства расширилось бы.
- Сколько стоит операция и на что уходит средство?
-
Операция стоит 7 тыс. долларов, в которую включены все обследования, пребывание в больнице, медикаменты на месяц. Больше всего средства уходит на медикаменты.
-
Все ли почки приживаются?
-
Из 33 операций отторжение было у 2 пациентов.
Пересадку почки можно проводить многократно, однако из-за нашего законодательства, которое запрещает донорство, кроме первого поколения, мы не сможем проводить пациентам еще раз операцию, потому что нет доноров.
- Можно ли новорожденному провести операцию по пересадке почек?
-
Новорожденный ребенок маленький и для операции важен рост и вес ребенка, то есть донорский орган должен помещаться.
Детям показан перитонеальный диализ, который, к сожалению, в Кыргызстане не имеется. По этой причине проводится обычный диализ, у детей проблема с доступом к сосудам. Когда ребенок будет совпадать ростом и весом и если есть донор, то можно провести операцию.
- Бывают ли какие-то ограничения в жизни человека, ставшего донором?
-
Человек может потерять свои почки и при других обстоятельствах, некоторые рождаются одной почкой. Говорить, что после того, как человек стал донором, продолжительность жизни сокращается не соответствует действительности. То есть одна почка может справиться, только человек должен понимать, что у него одна почка и максимально беречь ее.
-
Сколько времени требуется для подготовки операции?
-
Если бы у нас были все условия, та же лаборатория для проверки типирования по тканевой совместимости, то за неделю можно подготовиться.
-
Как проходит реабилитационный период?
-
После операции 2–3 дня пациент находится в реанимации. В первые дни у них состояние нестабильное и могут быть осложнения вторичного характера. После идет коррекция доз препаратов с нефрологами, они проводят мониторинг через день. После выписки из больницы в первый месяц еженедельно проходят обследование у нефрологов. Затем походы в больницу становятся реже в зависимости от состояния пациента.
-
Можно ли пясле операции беременеть?
-
Да, можно. У нас есть пациентки, которые уже родили. Нет определенного ограничения.
-
А есть ли ограничения в возрасте?
-
Мы делали операции 5 детям старше 12 лет. Донорами могут стать люди в возрасте 18–60 лет. Также иногда реципиентом можно стать до 70 лет.