Президент Садыр Жапаров дал очередное интервью агентству «Кабар», в котором выразил соболезнования родственникам граждан, погибших в результате наводнения в Ошской области, и рассказал о проводимой работе по предотвращению бедствий. Также в интервью глава государства коснулся вопроса кладбищ и связанных с ними проблем.
— Здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Как известно, в Ноокате в результате схода селей, к сожалению, погибли люди. Вскоре в Оше также из-за сошедшего селевого потока погибли наши граждане, был нанесён экономический ущерб жителям города. Принимает ли государство достаточные меры для снижения последствий природных катаклизмов? Будет ли оказана помощь пострадавшим от селевых потоков?
Прежде всего, хочу выразить соболезнования близким наших граждан, пострадавших от селевых потоков и ушедших из жизни в результате этих трагедий. Пусть Всевышний примет их души. Помянем их в наших молитвах.
Никто не может избежать стихийных бедствий. Мы видим, что даже мировые державы не могут противостоять природным катаклизмам.
Мы начали строительство в некоторых местах для предотвращения селевых потоков. Во многих местах ведутся работы и будут продолжены в дальнейшем. Как вы знаете, ранее вся техника для строительства была устаревшей ещё с 90-х годов. Сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций не использовали технику, а техника использовала их. Работы по строительству и профилактике не велись.
За последние три года мы полностью обновили технику. Уже с прошлого года начались значимые работы. Невозможно за один год завершить все работы по предотвращению селевых потоков по всей республике. С Божьей помощью мы ежегодно проводим строительные работы и завершим их в ближайшее время. Профилактические работы будут продолжаться без остановки.
Что касается пострадавших от наводнения, то, конечно, им будет оказана помощь со стороны государства. «Создайте комиссию, проверьте на месте, какая помощь необходима пострадавшим, и внесите предложения», — сказал я и отправил Акылбека Усенбековича.
Граждане также должны научиться страховать свои дома. Если дом застрахован, то при повреждении от схода селей, землетрясения, пожара или другой стихии, государственная страховая компания быстро восстановит его. Поэтому, пользуясь случаем, хочу призвать всех граждан зарегистрировать своё имущество в государственной страховой компании. Это не будет стоить много денег. В случае бедствия, страховая компания полностью возместит ущерб вашему имуществу. Это государственная компания, находящаяся под контролем государства.
— Мы видели ваши высказывания о кладбищах и связанных с ними проблемах на национальном канале. Вы сказали, что, если не обратить внимания на этот вопрос, то в будущем уменьшатся площади сельскохозяйственных угодий, и это повлияет на продовольственное обеспечение населения. Если государство не обратит внимания на эту проблему сейчас, то это, действительно, станет большой головной болью в будущем?
Во-первых, по шариату мусульманину запрещается возводить ценные породы камней и устанавливать фотографии на могилу, ограждать её железными заборами, использовать цемент и бетон. Такие обычаи не помогают усопшему. Напротив, использование обожжённых материалов и возведение крыш над могилой приносит страдания душе усопшего.
Во-вторых, 94 процента территории нашей страны занимают горы. Равнины составляют только шесть процентов. На этих шести процентах земли расположены наши села и города. Пахотных земель у нас мало. На сегодняшний день мы не можем полностью обеспечивать себя даже одной только пшеницей. Мы импортируем её из-за рубежа. С каждым годом равнины становится все меньше. Численность населения ежегодно растёт. С увеличением численности населения увеличивается и потребление продуктов питания. Поэтому мы не должны жить только сегодняшним днем.
Мы должны думать о том, как будут жить наши потомки через 40-50 лет. Если мы не позаботимся о них сегодня, это действительно станет для них большой головной болью в будущем.
Поэтому мы активизировали работу Государственной ипотечной компании, чтобы расти в высоту, а не вширь. Ежегодно мы выделяем средства из казны. В ближайшие годы мы добьемся строительства многоэтажных домов даже в селах. Пока наши работы по строительству домов достигли некоторых малых городов и районных центров. Если строительство высотных домов будет продолжаться такими же темпами, как сейчас, через 10-15 лет в Кыргызстане не останется ни одного человека, у которого бы не было жилья.
Например, в настоящее время в селе Кен-Суу, где проживают пятьсот семей, около 100 молодых людей ждут своей очереди на получение земельного участка для строительства дома. В селах с населением 150 семей около 50 молодых людей ждут своей очереди на получение земли. Эта проблема существует в каждом селе страны. Из-за отсутствия земли родители живут с двумя или даже тремя семьями своих детей.
Поэтому по шариату любое кладбище можно использовать через 25 лет после того, как последнее захоронение было сделано, и оно было закрыто. Соответствующие законы, принятые Жогорку Кенешем, также содержат такие нормы.
Выше я привел пример только из моего села. Когда Союз распался, земли, где ранее были кладбища, были выделены под строительство домов. Сейчас там построены дома, и люди спокойно обрабатывают свои огороды.
— Судя по комментариям в социальных сетях, многие сразу поддержали вашу инициативу. Однако некоторые политики заявили, что такие меры противоречат нашим традициям и нужно уважать усопших. Что вы на это скажете?
В нашей стране есть два типа политиков. Первый – популисты. Они живут только от выборов до выборов. Когда возникает резонансная тема, они громко кричат и делают вид, что заботятся о народе, высказывая критику. Им нужно понравиться избирателям. Ведь на следующих выборах они скажут: «Помните, я был против этого, я говорил вот это и голосовал против такого-то вопроса».
Второй тип – государственные деятели. Они принимают решения, несмотря на их сложность и возможное сопротивление электората, если это в интересах будущего страны.
Мы относимся ко второму типу. Если решение необходимо для будущего государства и будущих поколений, мы принимаем его и продвигаем работу, несмотря ни на что. История сама вынесет оценку.
Поэтому, не обращая внимания на критику, я бы хотел обратиться ко всем кыргызстанцам с просьбой прекратить устанавливать памятники из металла и камня на кладбищах. Меня не волнует, что говорят некоторые политики.
Чтобы почтить память усопших, можно каждый день читать им Куран дома или, даже если ты далеко, поминать их. Этого достаточно. Вот тогда усопшие будут довольны. Установка металлических памятников или двухэтажных мавзолеев не является нашей традицией.
Некоторые граждане говорят: «Если мы не установим памятник, что скажут наши односельчане? Скажут, что он не смог поставить памятник своим родителям». Если будут говорить, ответьте: «Президент тоже не устанавливал памятник, и что с того».
Я каждое утро читаю Куран за упокой души всех умерших и считаю, что этого достаточно и в миллион раз полезнее и благороднее, чем установка памятников.