Международная правозащитная организация Human Rights Watch сообщает, что в китайском регионе Синьцзяне продолжаются нарушения прав уйгуров и других мусульманских тюркоязычных этнических групп.
С этим заявлением HRW выступила в годовщину публикации доклада ООН, который признает, что в Синьцзяне имели место «серьезные нарушения прав человека, которые могут расцениваться как преступления против человечности».
«В течение прошедшего года китайские чиновники продолжали свою жестокую политику «жесткого удара», подавляя права уйгуров и других тюркоязычных мусульман. Страны-члены ООН должны не молчать перед преступлениями против человечности», – сказала заместитель директора по Азии HRW Майя Ван, упоминая объявленную Пекином политику «по противодействию экстремизму и терроризму» в Синьцзяне.
HRW отмечает, что председатель Китая Си Цзиньпин во время недавнего неожиданного визита в Синьцзян подтвердил результаты политики Пекина в этом регионе на северо-западе Китая. Он пообещал укрепить «с трудом завоеванную социальную стабильность» и сформировать у населения «чувство общности единой китайской нации», «правильные взгляды на этническую принадлежность, историю и религию».
Заявление председателя Си Цзиньпина о том, что Китай намерен продолжать свою политику борьбы с терроризмом и экстремизмом в северо-западном регионе Синьцзяна, указывает на продолжающиеся там преступления против человечности, говорят в HRW.
По данным правозащитников, с 2017 года власти Китая приняли широкомасштабные меры, жёстко ограничивающие права уйгуров и других мусульманских тюркоязычных групп в Синьцзяне. Эти меры включают массовые произвольные задержания, пытки, насильственные исчезновения, массовую слежку, преследования за религиозные взгляды и убеждения, разделение семей, принудительный труд, сексуальное насилие и принудительную стерилизацию. HRW характеризует эти нарушения как преступление против человечности.
В правозащитной организации с офисом в Нью-Йорке говорят, что после выхода доклада ООН в 2022 году направление политики Пекина претерпело лишь незначительные изменения: отдельные лагеря «политического перевоспитания», по всей видимости, хоть и могли закрыться, однако массового освобождения людей не наблюдается.
Согласно данным ООН, с 2017 года в созданные по приказу китайских властей закрытые учреждения в Синьцзяне были отправлены свыше миллиона уйгуров, казахов и других мусульман.
Пекин категорически отвергает обвинения и называет «лагеря перевоспитания» «центрами профессиональной подготовки», а свою политику в Синьцзяне – «борьбой с экстремизмом».