Власти каждой из стран в Центральной Азии уже давно признали необходимость преобразования одного из главных государственных органов, призванного охранять закон и порядок. Масштабные реформы милиции были инициированы в разные годы, но ни одна из стран еще не создала милицию, которая бы удовлетворяла всех – и власть, и общество. И все же, какие изменения произошли в рамках проводимых реформ?
Вопрос реформирования милиции стал актуальным для стран Центральной Азии после обретения их независимости. При построении демократического государства созрела необходимость уйти от советской системы карательных органов и создать общественно-ориентированную милицию, доверяемую народом и защищающую его права, безопасность и спокойствие.
По мнению Эрики Марат, американского эксперта по политике полицейских реформ, изучающей, в том числе, кейсы Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, реформа милиции должна строиться на системном диалоге власти и гражданского общества.
Это очень медленный процесс, отмечает она, и будет казаться, что он ни к чему не движется из-за разных приоритетов. Но эти диалоги очень важны, поскольку они и являются ключевым элементом всех будущих реформ.
При этом трансформация милиции должна происходить не за счет замены терминов, изменения униформы сотрудников и обновления технической базы. Главный ракурс должен быть нацелен на изменение отношения милиции к обществу, ее подотчетность и прозрачную деятельность.
Таджикистан: ближе к народу, но без принятия главного закона
В Таджикистане реформа милиции активно началась с 2013 года. Тогда президент страны Эмомали Рахмон утвердил соответствующую Стратегию, предусматривающую принципиально новый подход к обеспечению развития милиции.
Завершиться реформа должна была в 2020 году. Но этого не произошло, и власти утвердили новую Программу на 2021-2025 годы.
Само МВД оценило результаты первой реформы, как значительные. В частности, была разработана правовая база министерства, введен конкурсный отбор на вакантные должности, проведены сотни обучающих мероприятий, создан Центр тестирования и собственная служба внутренней безопасности.
Приняты десятки законов, приказов и внутриведомственных правовых нормативов, подписаны сотруднические соглашения по безопасности с рядом зарубежных стран. Кроме этого, улучшены условия труда и быта сотрудников милиции, построены и отремонтированы множество зданий и сооружений.
В рамках реформы внедрена система видеонаблюдения «Безопасный город», способствующая выявлять нарушения ПДД, находить преступников и потерянных детей. Правда, система действует пока только в Душанбе.
Для более тесного диалога с общественностью созданы общественные советы, деятельность которых направлена на взаимодействие населения реформе милиции, охрану правопорядка и профилактику правонарушений. Также запущена деятельность мобильной передвижной милиции для обслуживания жителей отдаленных селений.
Сотрудники милиции стали контактировать с населением через интернет-платформы. В частности, можно публично обратиться с жалобой через соцсети и получить помощь в раскрытии преступлений.
Телефоны доверия, по которым граждане могут обратиться за помощью круглосуточно, функционируют в отделах внутренних дел каждого региона страны.
При этом оценка результатов проведенной реформы со стороны доноров и партнеров оказалась не столь удовлетворительной. Позитивными были признаны шаги по созданию взаимосвязи с общественностью, а именно создание общественных советов, хотя их результаты не имели должного эффекта.
В настоящее время деятельность общественных советов поддерживается только лишь за счет донорских средств, что ставит вопрос на возможности их дальнейшего функционирования.
Эксперты отмечают, что большинство нововведений, озвученных МВД, – не есть реформа милиции, а закономерное ее развитие. При этом многие выполненные пункты остаются лишь на бумаге. В частности, конкурсный отбор на замещение вакантных должностей внедрен лишь формально, также как и улучшение социального обеспечения сотрудников милиции.
Взаимосвязь милиции с населением посредством соцсетей не поставлена на поток, а происходит лишь в отдельных регионах, где присутствует прогрессивное руководство.
Все еще остается нерешенной проблемой злоупотребление сотрудниками милиции своим служебным положением, сбор незаконных средств у предпринимателей, грубое обращение с гражданами, нарушение их неприкосновенности вопреки принципам презумпции невиновности, применение пыток и нарушение прав человека, а также коррупция, кумовство и местничество.
Но главное, не выполнен основной пункт реформы – принятие закона «О полиции». Этот закон должен быть стать тем фундаментом, который бы запустил процесс реформы и повлек за собой все важные изменения в деятельности правоохранительных органов.
Узбекистан: Закон об ОВД, Кодекс культуры и поведения и туристическая полиция
В Узбекистане фундаментальные реформы в структурах МВД начались со вступления в силу закона об органах внутренних дел. В 2017 году глава государства Шавкат Мирзиёев подписал указ о преобразовании милиции в «общественно-ориентированную профессиональную службу», призванную служить интересам народа.
Упраздненный советский термин «милиция» заменили на «органы внутренних дел» и внедрили десятки новшеств в этой сфере.
Среди них: рейтинговая система для сотрудников и принятие Кодекса культуры поведения и общения, активное использование соцсетей для реагирования на жалобы и пожелания населения, создание дополнительных отделов внутренних дел и махаллинских пунктов правопорядка.
Введены новые должности, в частности, инспектор по профилактике преступлений, инспектор по вопросам безопасности женщин.
Для мотивации к непрерывной службе для сотрудников предусмотрены льготные кредиты на приобретение жилья и личного автомобиля.
Начала функционировать, так называемая, туристическая полиция, направленная на обеспечение безопасности гостей города. Разработана концепция «Безопасный туризм», в рамках которой введены дополнительные меры безопасности: увеличено количество видеокамер на улицах и перекрестках, установлены кнопки тревожной связи и другое. Для борьбы с коррупцией сотрудники ДПС оснащены видеорегистраторами.
Как отмечают эксперты, несмотря на действенные меры, еще многое предстоит сделать. Случаи применения пыток, избиение заключенных в местах лишения свободы и частые случаи коррупции все еще продолжают существовать.
Кыргызстан: важные законы, патрульная милиция и недолговечные Советы
Реформы в органах внутренних дел в Кыргызстане продолжаются уже более 20 лет. Аналитики характеризуют этот процесс «вялотекущим, но практически непрерывным».
В противовес данному мнению эксперты по реформе правоохранительных органов отмечают, что реформу нельзя «начать» и «закончить» в строго отведенные сроки. Общественно-политическая ситуация в мире, да и в самой стране, меняется так быстро, что вопрос реформ каждый раз приобретает новый подтекст.
С 1998 года в Кыргызстане было принято 6 программ по реформе милиции. Как правило, при каждой смене руководства страны реформа обретала новый оборот, при этом ранее принятые программы так и не были полностью реализованы.
Особенно активные преобразования начались на фоне революционных событий в 2011 году, когда гражданское общество стало более инициативным. Тогда был создан Совет по реформированию и развитию системы правопорядка. Заседания в нем проходили ежеквартально в открытом режиме с участием как представителей власти, так и гражданского общества и экспертов. Однако просуществовал этот важный двигатель реформы недолго – всего три года.
Созданный в 2021 году Общественный совет, призванный обеспечивать постоянную взаимосвязь народа с милицией, также проработал недолго. Через два года он прекратил свою деятельность.
В рамках реформ за 20 лет в стране был принят ряд важных законов и прогрессивных решений, но сам базовый закон «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» обновлялся незначительно.
В целом, из реализованных нововведений: созданы патрульная и туристическая милиция и передвижные милицейские пункты. Территориальные органы внутренних дел и спецподразделения укомплектованы новым автотранспортом, продолжается процесс цифровизации их работы. В наиболее криминогенных районах страны установлены видеокамеры, увеличена заработная плата сотрудников.
Как отмечают эксперты, несмотря на переход страны к новой системе общественных отношений, милиция в Кыргызстане в основе своей осталась прежней. По словам самих сотрудников МВД, чтобы реально ощутить результаты проводимых реформ, необходимо существенное финансирование.
Казахстан: местная полицейская служба, фронт-офисы и электронное уголовное дело
В 1998 году Казахстан официально переименовал милицию в полиции. Из-за ряда громких событий и политических преобразований, происходящих в последующие 20 лет, МВД республики переживало одну реформу за другой. В частности, неоднократно были проведены изменения в полномочиях и подотчетности ключевых комитетов и ведомств.
В 2015 году была создана местная полицейская служба (МПС), которая занимается профилактикой правонарушений, охраной общественного порядка, предупреждением и пресечением уголовных правонарушений и т.д.
Самое масштабное в истории страны реформирование органов внутренних дел началось в 2019 году. Катализатором послужило громкое убийство казахстанского фигуриста Дениса Тена.
Это трагическое событие, когда грабители убивают человека на улице средь бела дня, вызвало огромный общественный резонанс и запустило процесс консолидации гражданского общества.
Люди требовали реформ в структуре МВД и создания профессиональной, прозрачной и эффективной правоохранительной системы, способной защищать основные права и свободы граждан.
Образованное Facebook-сообщество «Требуем реформу МВД» в короткие сроки собрало 15 тысяч участников. Группа разработала концепцию Новой Полиции Казахстана, где были выдвинуты 112 рекомендаций по реформе МВД.
В свою очередь, власти разработали Дорожную карту по модернизации ОВД и внедрили ряд важных инициатив: появились фронт-офисы при подразделениях МВД для оперативного разрешения вопросов граждан, некоторые полицейские начальники и участковые инспекторы открыли страницы в соцсетях для быстрой обратной связи с населением.
В первый год реформы была оптимизирована организационно-штатная структура МВД, упразднены излишние управленческие звенья, сокращена численность сотрудников и частично обновлен руководствующий состав.
Для сотрудников повысили зарплату и улучшили соцзащиту, усилили отбор и подготовку кадров, модернизировали ведомственное образование, внедрили новые критерии оценки деятельности полиции, ввели электронное уголовное дело и усилили борьбу с коррупцией.
Однако из выдвинутых обществом рекомендаций власти приняли во внимание только 18, еще 10 – частично. По словам одного из основателей сообщества, среди проигнорированных предложений были основные требования по структурной реформе полиции, связанные с ее подотчетностью и прозрачной деятельностью и основанные на лучших примерах с учетом принципа верховенства права.
По словам экспертов, несмотря на положительные изменения проводимой в Казахстане реформы, уровень поддержки и доверия со стороны общества к правоохранительным органам остается недостаточным. Не решены многие ключевые проблемы: продолжают нарушаться права человека, остается нормой безнаказанность за пытки, а МВД сохраняет лидерство среди самых коррумпированных ведомств в стране.
Эксперты уверены, что реформа полиции в Казахстане, впрочем, как и во всей Центральной Азии, – дело в первую очередь политической воли.
Этой осенью оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК