В конце прошлого года жителей столицы охватило беспокойство по поводу своих земельных участков: пользователи соцсетей забили тревогу, рассказывая, что Бишкекский горкенеш принял документ, который позволит изымать у горожан землю против их воли. Речь шла о проекте детальной планировки (ПДП) центральной части города.
Мэрия поспешила успокоить граждан: по сообщению муниципалитета, ПДП — сугубо технический документ, который не предусматривает изъятия участка или имущества и не узаконивает ранее построенные объекты.
Тем не менее ПДП все еще вызывает вопросы. СМИ сообщали, что активисты обратились с письмом в Управление капитального строительства мэрии, прося предоставить заветный документ. В своем ответе УКС отказало авторам письма, указав, что документ не передается третьим лицам. Корреспондент Sputnik Кыргызстан попытался разобраться в ситуации, для чего поговорил с представителями городской власти.
Предыстория
По утверждению столичных властей, ПДП спасет город от хаотичной застройки.
Разрабатывать проект начали в 2012 году на основании действующего генплана. Автором ПДП стал Государственный проектный институт градостроительства и архитектуры при Госстрое. В роли заказчика выступило УКС мэрии. В управлении отмечают, что пользоваться ПДП будет муниципальное предприятие «Бишкекглавархитектура», для которого он и разрабатывался.
Спустя семь лет, в конце декабря прошлого года, Бишкекский горкенеш утвердил ПДП центральной части столицы. Это решение также вызвало у горожан много вопросов. Ситуацию усугубило и то, что документ не предоставили активистам. Представители муниципальной власти объясняют это по-разному.
Версия вице-мэра
Вопросы градостроительства и муниципальной собственности курирует вице-мэр Уланбек Азыгалиев. По его словам, мэрия всегда выступала за прозрачность и открытость.
«Изначально мы поставили задачу, чтобы документ был доступен не только муниципалитету, но и жителям столицы, чтобы каждый горожанин мог зайти на сайт или посмотреть проект детальной планировки в бумажной версии. По неизвестным причинам Государственный проектный институт без ведома мэрии засекретил этот документ под меткой «ДСП», — объяснил Азыгалиев.
Однако, по его словам, данный вопрос подняли общественность и массмедиа.
«Мы направили разработчикам письмо, чтобы выяснить, на основании какого закона на ПДП появился гриф секретности и сколько он еще простоит. Пока разработчики не предоставили нам информацию. Как только получим ответ, сразу сообщим горожанам через СМИ», — добавил вице-мэр.
Версия Управления капитального строительства
Напомним, что Управление капитального строительства выступает заказчиком ПДП. По закону именно через него разрешается проводить бюджетные средства, пояснил заместитель начальника УКС Улан Уезбаев.
«Мы не имели права передать ПДП, так как он разрабатывался для «Бишкекглавархитектуры», которая и будет им пользоваться. Я не могу предоставлять документ, который мне не принадлежит. УКС выступает лишь посредником между разработчиком и БГА, активисты обратились как раз в момент передачи документов», — отметил Уезбаев.
Он уточнил, что речь идет далеко не об одной карте: в пакет бумаг входят накладные документы и вся отчетность.
«Стоимость проекта составляла 18 миллионов сомов. Сами понимаете, что к ПДП прилагается большой массив информации. Одних только карт 17-18 штук, какие-то из них засекречены, какие-то нет. Все они имеют одинаковое содержание, но разный масштаб: чем крупнее последний, тем детальнее план», — сообщил замглавы УКС.
Замглавы управления отметил, что на сайте доступен актуальный проект, совпадающий с тем, который утвердил БГК.
Исходя из версии УКС проект детальной планировки должен находиться в «Бишкекглавархитектуре», куда мы и обратились.
Версия «Бишкекглавархитектуры»
Начальник отдела градостроительства и архитектуры БГА Замира Кангельдиева рассказала, что секретные документы прибыли на предприятие под соответствующим грифом, а схема функционального зонирования проекта детальной планировки поступила под грифом «ДСП» (для служебного пользования).
«У нас есть инструкция по работе с материалами под грифом «ДСП». Согласно ей, такие документы могут быть выставлены на обозрение в общедоступных местах (к примеру, на сайтах или в акимиатах), а вот тиражированию и распространению они не подлежат», — объяснила Кангельдиева.
В Государственном проектном институте, разработавшем ПДП, заявили, что завтра утром предоставят мэрии полный ответ с объяснением причин.