Китай ведет подготовку к войне, увеличивая оборонный бюджет и усиливая военную готовность.
Китайский лидер, Си Цзиньпин, готовится к возможной войне и вызывает своих генералов «осмелиться на бой». Он говорил об этом в своих выступлениях, включая выступления на ежегодном заседании китайского парламента и его высшего политического консультативного органа в марте 2023 года, пишет Foreign Affairs.
Кроме того, правительство Китая объявило о увеличении оборонного бюджета на 7,2%, который за последнее десятилетие удвоился. Страна также стремится сделать себя менее зависимой от импорта зерна и обнародовала новые законы о военной готовности. Пекин также открыл новые бомбоубежища в городах по ту сторону Тайваньского пролива и создал новые офисы «Национальной оборонной мобилизации» по всей стране.
Издание отмечает, что пока рано говорить наверняка, что все эти события означают. Однако, что-то изменилось в Пекине, что политики и бизнес-лидеры во всем мире не могут пренебрегать. Если лидер говорит, что готовится к войне, то было бы глупо не принимать его слова всерьез.
Ранее, 1 марта, главный теоретический журнал Коммунистической партии Китая (КПК) опубликовал эссе под названием «Под руководством Си Цзиньпина, который думает об укреплении армии, мы будем победоносно продвигаться вперед». В эссе под названием «Цзюнь Чжэн», что означает «военное правительство», возможно, имеется в виду высший военный орган Китая, Центральную военную комиссию, говорится о необходимости ускорения модернизации национальной обороны и вооруженных сил.
1 марта главный теоретический журнал Коммунистической партии Китая (КПК) опубликовал эссе под названием «Под руководством Си Цзиньпина, который думает об укреплении армии, мы будем победоносно продвигаться вперёд». В эссе под названием «Цзюнь Чжэн» – омонимом к «военному правительству», что, возможно, означает высший военный орган Китая, Центральную военную комиссию – утверждается, что «модернизация национальной обороны и вооруженных сил должна быть ускорена».
Политика Си требует от частных компаний и гражданских учреждений служить военной модернизации Китая.
В этом контексте упоминается новый закон, позволяющий Народно-освободительной армии Китая легче активировать свои резервные силы и институционализировать систему пополнения боевых подразделений в случае войны. Также открыты множество офисов по мобилизации национальной обороны по всей стране, в том числе в крупных городах.
Некоторые города в провинции Фуцзянь, расположенной через пролив от Тайваня, уже начали строить или модернизировать бомбоубежища и больницы скорой помощи военного времени. Помимо этого, в некоторых провинциях запрещен доступ к правительственным сайтам с зарубежных IP-адресов, возможно, чтобы помешать отслеживанию подготовки Китая к войне.
На Китайской народной политической консультативной конференции обсуждали план создания чёрного списка активистов и политических лидеров Тайваня, выступающих за независимость.
План, предложенный ультранационалистическим блогером Чжоу Сяопином, позволял бы убивать лиц, внесенных в черный список, включая вице-президента Тайваня Уильяма Лай Чинте, если они не изменят свое поведение. Позже Чжоу сообщил гонконгской газете Ming Pao, что его предложение было принято конференцией и «передано соответствующим органам власти для оценки и рассмотрения».
В свою очередь, Премьер-министр Ли Кэцян, который уходит в отставку, объявил о военном бюджете в размере 1,55 триллиона юаней на 2023 год, что на 7,2% больше, чем в прошлом году, и призвал к усиленной подготовке к войне.
В марте Си Цзиньпин выступил на нескольких сессиях, произнося речи о геополитическом ландшафте Китая и его борьбе с США, а также о необходимости объединения Тайваня и материка. В них он подчеркнул важность привлечения частного бизнеса военно-стратегическим целям Китая и призвал укрепить национальную оборону и создать сеть национальных резервных сил.
В своих выступлениях он активно использовал термин «великое омоложение китайского этноса», указывая на связь между этой концепцией и объединением Тайваня с материком.
Наиболее красноречивыми на двухсессионных встречах были речи Си. Китайский лидер в первой половине марта произнес четыре речи: одну перед делегатами Китайской народной политической консультативной конференции, две перед депутатами Всекитайского собрания народных представителей и одну перед военными и военизированными лидерами.
В своей первой речи Си как будто готовил промышленную базу Китая к борьбе и конфликту.
«В ближайший период риски и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, будут только увеличиваться и становиться более серьезными», – заявил китайский лидер и призвал объединяться, «решаться на борьбу и быть хорошими в борьбе», чтобы «одерживать новые и большие победы». Для «побед» Си пообещал «правильно направлять» частный бизнес инвестировать в проекты, которые государство определило приоритетными.
Во второй речи Си изложил своё видение китайской самодостаточности и заявил, что движение Китая к модернизации зависит от преодоления технологической зависимости от иностранных экономик, зависимости от импорта зерна и промышленных товаров. «Если нам не будет хватать того или иного, международный рынок нас не защитит», – заявил Си.
В третьей речи перед представителями Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и Народной вооруженной полиции Си заявил, что Китай должен сосредоточить свои инновационные усилия на укреплении национальной обороны и создать сеть национальных резервных сил, которые могут быть задействованы в военное время.
Си также призвал к кампании «Образование по вопросам национальной обороны», чтобы объединить общество вокруг НОАК, ссылаясь на «Движение двойной поддержки» – кампанию коммунистов 1943 года по милитаризации общества в районе Яньань.
В четвёртой речи (и первой на третьем президентском сроке) Си объявил, что «сутью» его большой кампании омоложения является «объединение родины». Как считает «Foreign Affairs», этим он как никогда ясно указал на связь между поглощением Тайваня и его попыткой сделать Китай снова «великим».
Авторы статьи Foreign Affairs. отмечают, что Си активизирует разрыв ключевых экономических и технологических зависимостей от демократического мира во главе с США в ожидании новой фазы идеологической и геостратегической «борьбы».
Напомним, летом 2022 года Министр обороны Китая Вэй Фэнхэ высказал предупреждение министру обороны США Ллойду Остину о том, что в случае объявления Тайванем о независимости, КНР может не исключать возможность военных действий.
В январе 2023 года, стало известно о записке генерала США Майка Миннихана, главы Командования воздушной мобильности, которая содержала предположение о том, что США могут воевать с Китаем в 2025 году.
В феврале 2023 года, Йенс Столтенберг заявил о том, что Североатлантический альянс обнаружил признаки того, что Китай может рассматривать возможность поставки в Россию оружия, которое может быть использовано для наступательных действий в Украине. Одновременно в войне России против Украины, Китай призывает к мирному разрешению конфликта, но, по некоторым источникам, может рассчитывать на выгоду от позиции РФ.
Тан Кэфэй, спикер Министерства обороны КНР, заявил, что Китай и Россия будут сотрудничать в сфере безопасности и реализации глобальных инициатив.