Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан подадут совместную заявку на проведение Кубка Азии-2031

Федерации футбола Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана договорились о совместной подаче заявки на проведение Кубка Азии-2031.

Азиатская футбольная конфедерация (АФК) рассматривает кандидатуры стран, претендующих на проведение турнира. Кроме заявки от ЦА, на право проведения Кубка Азии-2031 также претендуют ОАЭ, Индонезия и Кувейт.

О желании подать совместную заявку на проведение Кубка Азии президент Центрально-Азиатской футбольной Ассоциации Рустам Эмомали заявил еще в 2023 году, передает Федерация футбола Таджикистана (ФФТ).

«Центрально-Азиатский регион еще ни разу в истории не принимал финальную часть Кубка Азии. Думаю, что это время настало. Наш регион представлен очень сильными сборными и уверен, что совместно с братскими странами мы проведем финальную часть Кубка Азии на самом высоком уровне», – сказал Рустам Эмомали.

Президент Азиатской футбольной Конфедерации Шейх Салман бин Ибрагим Аль-Халифа сказал, что Центральная Азия заслуживает принять азиатское первенство среди сборных.

Есть ли вообще шансы у стран Центральной Азии принять Кубок Азии? Они могут претендовать на приём, но важно выполнить ряд сложных условий. Об этом рассказал футбольный эксперт ФИФА и АФК Алишер Никимбаев.

По его словам, по требованию АФК о вместимости стадионов для матчей открытия и финала нужны стадионы, вместимостью 50 тыс. зрителей, для полуфиналов – 40 тыс., для матчей группового этапа (исключая матч открытия), 1/8 финала и четвертьфинала – 20 тыс.

«Всего АФК требует для Кубка Азии от десяти до двенадцати стадионов. Считайте сами, есть ли в целом в Центральной Азии нужное количество стадионов с необходимым количеством мест для зрителей», — говорит Никимбаев.

«Зачем вообще такие требования, когда на матчах редко бывают аншлаги, особенно на Ближнем Востоке? Например, на Кубке Азии в Катаре было 1,5 миллиона – это общее число зрителей на 51 матче. То есть средняя посещаемость была выше 30 тысяч на матче.

Для меня не были сенсацией аншлаги на матчах Саудовской Аравии и или на игре Ирак – Иордания. В одном случае это были тысячи приезжих болельщиков, в другом — диспоры. Я был приятно удивлён, увидев полные трибуны стадиона «Аль-Жануб» на матче Австралия – Корея, ведь из этих стран и туристов было немного, и их диаспоры в Катаре не такие многочисленные.

Другой вопрос, что в странах ЦА нет таких больших диаспор. Вся надежда будет только на туристов плюс на то, что наши местные болельщики будут ходить на матчи типа Палестина – Гонконг или Вьетнам – Бахрейн», — добавляет эксперт.

«Так есть ли вообще шансы стран Центральной Азии принять Кубок Азии? Давайте на самом деле посчитаем, что есть у Центральной Азии для подачи заявки.

Стадион для матчей открытия и финала (50 тыс. зрителей по требованиям): есть строящийся стадион в Бишкеке на 51 тыс.

Стадионы для полуфиналов (40 тыс.): «Олимпийский стадион» в Ашхабаде (45 тыс.).

Стадионы для группового этапа, 1/8 финала и четвертьфиналов (20 тыс.): « Миллий» (он же «Бунёдкор») в Ташкенте (33 тыс.), «Пахтакор» в Ташкенте (33 тыс.), «Марказий» в Намангане (23 тыс.), «Марказий» в Карши (21 тыс.), «Истиклол» в Фергане (20,5 тыс.), «20-летие Независимости в Худжанде» (20 тыс.), Центральный Республиканский стадион в Душанбе (20 тыс.), «Копетдаг» в Ашхабаде (26,5 тыс.) и стадион «Ашхабад» (20 тыс.).

Итого – минимум требований выполнить можно. Можно также добавить ещё один стадион, если взять в расчёт строящийся стадион в Душанбе и строящийся стадион в Ташкенте.

Но при этом у заявки есть слабые места, неполный список которых выглядит так:

— всего один стадион в Кыргызстане,

— строительство главного стадиона турнира может не быть завершено до принятия решения АФК в 2026 году,

— отсутствие на большинстве стадионов скай-боксов,

— отсутствие прямых авиарейсов между городами,

— визовый режим между странами.

В этом мире нет ничего невозможного. И совместную заявку можно подать. Нужно лишь желание руководства всех четырёх федераций футбола», — сказал Никимбаев.

По его словам, некоторые сомневаются в необходимости проводить Кубок Азии в четырёх странах одновременно.

«Но я думаю, что именно в нашем случае проведение турнира в четырёх странах поможет решить вопрос с посещаемостью матчей. Давайте смоделируем структуру турнира, исходя из принципа «два стадиона на группу»:

Таджикистан – одна группа (Душанбе и Худжанд) плюс 1/8 финала и четвертьфинал

Туркменистан – одна группа (Ашхабад, три стадиона) плюс 1/8 финала, четвертьфинал и полуфинал

Кыргызстан – одна группа совместно с Узбекистаном плюс 1/8 финала, четвертьфинал, полуфинал и финал

Узбекистан – три группы (Ташкент, Фергана-Наманган, Карши-Ташкент), 1/8 финала и четвертьфинал.

В таком случае города по большей части (кроме Ташкента и Ашхабада) будут принимать по 5-6 матчей, а, значит, болельщики не успеют пресытиться азиатским футболом.

Многие также сомневаются, что Туркменистан изъявит желание присоединиться к проекту. Если честно, я тоже сомневаюсь. В таком случае, три страны – Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан – все равно смогут подать заявку, потому что необходимое количество стадионов с требуемой вместимостью набрать можно. Правда, в таком случае нужно будет добавлять в списки ещё несколько строящихся стадионов или стадионов, требующих реконструкции.

Что, в принципе, не большая проблема, если вспомнить, например, заявку Саудовской Аравии на турнир-2027. И ещё формально нужно будет заявлять строящийся стадион в Бишкеке на оба полуфинала. Неформально же можно будет просить АФК сделать исключение и разрешить провести хотя бы один полуфинал в Ташкенте на стадионе «Миллий».

Но это – второй и даже третий этап. Первый заканчивается 28 февраля, и если федерации футбола наших стран не отправят к тому моменту письма в АФК, все наши рассуждения останутся для внутреннего пользования», – добавил эксперт.

Этой зимой читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК