Экс-депутатка парламента Ширин Айтматова написала в твиттере о том, что она готова перестать писать в своем твиттере, чтобы ее мужа Сыргака Кенжебаева перестали избивать в СИЗО.
Кенжебаев был задержан ГКНБ по подозрению в мошенничестве вечером 19 декабря в Алматы. В этот же день его супруга участвовала в антикоррупционном митинге “Реакция 2:0”.
Исчезновение в аэропорту
Кенжебаева задержали в аэропорту Алматы 19 октября. В аэропорту он ждал супругу, детей и тещу. Мать и дочь Ширин Айтматовой должны были отправить на лечение заграницу.
Когда Айтматова с семьей прибыла в Алмату, то получила сообщение от мужа о задержании. После этого активистка искала супруга и обращалась в правоохранительные органы Казахстана и погранслужбу, однако те не знали или не говорили ничего о задержании Кенжебаева.
Только утром 20 декабря ГКНБ Кыргызстана сообщил, что Кенжебаев был задержан и водворен в изолятор ведомства. Айтматова назвала это репрессией. О задержании Кенжебаева сообщили и госканалы, но не говорили, что он муж политактивистки Ширин Айтматовой.
Адвокатка заявителя Мотайлифу (Муталиф) Маймайтяминга, Жанара Аскар кызы на пресс-конференции рассказала, что Кенжебаев угрожал ее клиенту связями в МВД и они обратились в ГКНБ.
Китайский бизнесмен Мотайлифу Маймайтяминг утверждает, что Кенжебаев забрал у него 350 тысяч долларов и вымогал еще 250 тысяч. Узнав, что Кенжебаев муж Айтматовой, адвокатка ушла с пресс-конференции. Позже ГКНБ передали это дело в МВД.
Айтматова – дочь классика мировой литературы Чингиза Айтматова, бывшая депутатка и политактивистка. Она создала антикоррупционное движение Умут 2020, которое сотрудничает с расследователями из центра Bellingcat и делает видеорасследования.
Она утверждает, что интерес к ее супругу со стороны правоохранительных органов появился после того, как главным объектом её расследований стала деятельность бывшего заместителя главы таможни Раима Матраимова.
Матраимов – фигурант совместного расследования «Азаттыка», «Клоопа» и OCCRP о коррупции на кыргызской таможне, которое вышло в ноябре и декабре 2019 года. После выхода расследования Матраимов и его родственники подали в суд на журналистов, написавших его.