Узбекистан о Кемпир-Абаде и ситуации в КР

В Узбекистане первый раз прокомментировали события в Кыргызской Республике, связанные с недовольством жителей по передаче земель Кемпир-Абада Узбекистану.

Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев прокомментировал события в Кыргызстане. Согласно его словам, то, что сегодня происходит в Кыргызстане – результат внутриэлитных разборок. Об этом пишет upl.uz.

По словам Эргашева, Узбекистан пошёл на большие уступки в вопросах демаркации границ, однако, кыргызская оппозиция требует отдать 100% спорных территорий. Особенно он удивлен тому, что некоторые политические лидеры Кыргызстана встали против демаркации границ, обсуждение которых шло последние 30 лет.

Эргашев заявил, что в Узбекистане имеются силы, которые хотят, чтобы Узбекистан уступил все территории, в обмен на будущие «добрососедские отношения» и надеется, что эти «силы» не смогут повлиять на принятое решение, которое и так ставит Узбекистан в позицию проигравших.

Он не исключает возможность того, что протесты в Кыргызстане инсценированы в самом Бишкеке, чтобы вынудить Узбекистан отдать и Андижанское водохранилище (Кемпирабадское — ред), тем самым уступив все территории Бишкеку.

 

Напомним, в Кыргызстане более 20 политиков, блогеров и активистов, задержанных в связи с созданием комитета по защите Кемпирабадского водохранилища, стали фигурантами уголовных дел по статье «Подготовка к организации массовых беспорядков».

Вечером 24 октября Первомайский районный суд города Бишкека начал рассматривать вопрос меры пресечения в их отношении и оставил практически всех под стражей до 20 декабря. Лишь политика Азимбека Бекназарова задержали до 23 декабря, а Таланта Эшалиева отпустил под домашний арест, приняв во внимание плохое состояние его здоровья. Рассмотрение меры пресечения в отношении арестованных политиков и активистов, подозреваемых в попытке организации массовых беспорядков, продолжалось примерно до 3 часов ночи 25 октября.

Содержать задержанных будут в учреждении №21 Службы исполнения наказаний КР, известном в Бишкеке как СИЗО-1.

В милиции заявили, что в ходе расследования «были получены доказательства того, что отдельные лица имеют отношение к подготовке и организации массовых беспорядков, а также к мероприятиям по незаконному захвату власти в дальнейшем». Между тем в институте Акыйкатчи КР отметили, что при задержании подозреваемых были допущены грубые правонарушения, и что «было воспрепятствование активистам и их близким в проведении фото- и видеосъемки».

Ранее, 21 октября жители сел Куршаб и Кызыл-Октябрь Узгенского района Ошской области провели марш, требуя не отдавать водохранилище.

«Это наше требование. Люди говорят, что если власть не прислушается, то народ готов направиться в Бишкек. Мы надеемся, что власть прислушается к нашему голосу», — сказал в прямом эфире издания Kloop один из участников марша, житель села Кызыл-Октябрь Тилек Топчубаев.

За день до этого представители власти во главе с президентом Садыром Жапаровым и председателем ГКНБ Камчыбеком Ташиевым встретились с гражданскими активистами и жителями Узгенского района по вопросу Кемпирабадского водохранилища. Встреча была закрытой и проходила в Бишкеке в здании администрации президента.

Аналогичное закрытое совещание с участием главы государства состоялось 4 октября в Узгенском районе, а 10 октября Камчыбек Ташиев на закрытом заседании комитета Жогорку Кенеша предоставил информацию по соглашению с Узбекистаном.

И власть, заявляющая о решении вопроса границ в пользу Кыргызстана, и выступающая против этих решений сторона не отступают от своей позиции.

Проект соглашения о кыргызско-узбекской границе послужил причиной смены председателя комитета ЖК по международным делам, обороне, безопасности и миграции. 20 октября депутаты сняли с поста Чингиза Айдарбекова, отказавшегося подписать решение комитета по этому вопросу, и назначили вместо него Улана Примова.

9 октября в интервью агентству «Кабар» президент Садыр Жапаров, говоря о кыргызско-узбекской границе и Кемпирабадском водохранилище, сказал, что почти 99% спорных земель перешли Кыргызстану.

«Поскольку Шавкат Мирзиеёв человек предусмотрительный и опытный, он должен учитывать и ситуацию в Кыргызстане. Сейчас кыргызтанцы, особенно те, кто живет недалеко от Кемпирабадского водохранилища, против. Поэтому процесс следует остановить. Если бы он сказал, что Кыргызстан должен сначала решить вопрос внутри своей страны, а потом переговоры продолжатся, он бы показал международному сообществу свою мудрость», — считает бывший министр обороны Исмаил Исаков.

В 2017 году уточнено и ратифицировано 1170 километров или 85% от 1378-километровой границы между Кыргызстаном и Узбекистаном. Еще 10% согласованы, а более 5% вообще не решены.

Протяженность границы Кыргызстана с Узбекистаном составляет 1378 километров, из которых согласовано 95%.