В КР проходит вакцинация от ВПЧ для девочек-подростков. Мнение эксперта

Министерство здравоохранения призывает провести вакцинацию от вируса папилломы человека (ВПЧ) для девочек-подростков и не отказываться от нее. Однако мнение экспертов разделилось.

На заседании Жогорку Кенеша 16 ноября заместитель министра здравоохранения Жаркынбек Касымбеков призвал кыргызстанцев сделать прививку девочкам от вируса папилломы человека (ВПЧ).

По его словам, эффективность вакцинации доказана.

«Передовые страны провели вакцинацию. Я со всей ответственностью могу заявить, что прививку нужно сделать. Мы так защитим девочек от страшной болезни», — сказал чиновник.

Минздравом в рамках поручения кабмина и в целях реализации программы «Иммунопрофилактика» на 2020-2024 годы при финансовой и технической поддержке GAVI, Вакцинного альянса, проводятся мероприятия по осуществлению стратегических направлений — это внедрение новых вакцин в календарь профилактических прививок КР.

Согласно календарю профилактических прививок КР, утвержденному приказом Минздрава,14 ноября стартовала вакцинация от вируса папилломы человека для девочек в возрасте 11 лет.

В дополнение к основной целевой группе Национальная техническая группа экспертов по вопросам иммунизации (НТГЭИ) рекомендовала привить девочек 12-14 лет в первый год внедрения вакцины.

Директор Республиканского центра иммунопрофилактики Гульбара Ишенапысова рассказала, что в первый день, согласно предварительным данным, в Бишкеке вакцинировано 2 тыс. и по Ошской области более 1 800 девочек-подростков. Она еще раз отметила, что вакцинация основывается на данных доказательной медицины, «обоснованных доказательствах, анализе, предоставленном Всемирной организацией здравоохранения».

Специалисты ведут надзор за возможными побочными проявлениями после вакцинации против вируса папилломы человека у девочек. Об этом, 14 ноября, во время прямого эфира рассказала директор Республиканского центра иммунопрофилактики Гульбара Ишенапысова.

«Они возможны. Мы это родителям говорим. Как и при АДСМ-вакцине, могут быть покраснения, может быть температура, незначительные боли на месте инъекции. Наши работники будут наблюдать. В целом мы утвердили алгоритмы на возможные побочные проявления психогенного характера или стресса. Это такой возраст, 11 лет, подростковый, у девочек может быть боязнь инъекции, вида шприца. Может быть реакция на вакцинацию из-за страха. Мы над этим будем работать. Медработники обучены и знают, что делать, как успокоить детей«, — пояснила она.

Вакцинация против ВПЧ будет проводиться в медицинских пунктах школ абсолютно бесплатно. В период 2022/2023 учебного года вакциной против ВПЧ, помимо девочек 11 лет, также будут прививать девочек 12-14 лет. Вакцина вводится двукратно с интервалом 6 месяцев (если первая доза вводится в ноябре, то вторая доза в мае следующего года) и предназначена только для внутримышечного введения. Вакцина вводится в плечо в дозе 0,5 мл.

 

В социальных сетях тем временем начались дебаты сторонников и противников вакцины. Эксперт по доказательной медицине Бермет Барыктабасова отметила, что она пересмотрела свою позицию по поводу вакцинации от ВПЧ. И если ранее эксперт была за нее, то сейчас ей не хватает доказательств пользы прививки.

Мнение Бермет Барыктабасовой, эксперта по доказательной медицине

Бермет Барыктабасова отмеила, что родители боятся, потому что никто им толком ничего не объясняет, а врачи и сами не уверены: кто-то говорит одно, кто-то другое.

«Для меня имеющихся доказательств эффективности и безопасности ВПЧ-вакцины недостаточно. Уж больно много слепых пятен. И уходят от ответов все, кто таранит вакцину. Вы уж определитесь: либо вы научно обоснованные, либо коммерчески настроенные политизированные цели преследуете. Мнение поменяла на противоположное, что надо скорее ее принимать, насторожившись, что время идет, а результатов нет. Результаты обнадеживающие не пришли, все было обещаниями и обещаниями остается«, — написала Барыктабасова.

«Исследования, в действительности ли заболеваемость раком шейки матки снизится или нет, еще не закончены, расчетов стоимости для бюджета в перспективе нет, поправки, какие технологии появятся за 50 лет ожидания эффектов от вакцины или прогресса по лечению рака шейки матки, пока нет. Кто эти умирающие ежегодно 300 женщин по возрасту, анамнезу, анализа смертности и вообще причинно-следственных связей, местных культурно-исторических факторов влияния в Кыргызстане нет! Аргументы вопиюще непрофессиональные и не вызывают ни грамма доверия», — считает эксперт.

Она также указала, что у родителей должны спрашивать согласие на вакцинацию детей, а в законодательстве предусмотрен отказ, причем указывать причины необязательно.

В своей публикации Барыктабасова подчеркнула, что выражает свое мнение, а выбор, вакцинировать или нет девочек, за родителями.

«Вакцины, как и любое лекарство, не безопасны на 100%, не эффективны на 100% и не действуют в 100%. Всегда это шансы и риски. (…) И в случае ВПЧ-вакцинации я сильно сомневаюсь. Очень сильно сомневаюсь. Чисто по-человечески. И как врач. И как пользователь медуслуг. Все неопределенно. (…) Я приношу всем свои извинения, кто ждал от меня поддержки по любой вакцинации. Я не против вакцинации, я против недоказанных вмешательств. Те, что есть по ВПЧ, уверенности не вызывают, а, наоборот, сеют сомнения. Для меня все имеющиеся исследования не вселяют уверенность», — отметила она.

Заместитель директора Республиканского центра иммунопрофилактики Гульнара Жумагулова отметила, что вакцинация девочек-подростков против ВПЧ рекомендована национальной Научно-технической группой экспертов по иммунизации (НТГЭИ). Иммунизация против ВПЧ имеет уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств — 1.

«Глобальный комитет ВОЗ по безопасности вакцин (ГКБВ) рассмотрел вопрос безопасности ВПЧ-вакцин и отметил, что в период с 2006 года в мире было введено более 270 млн доз ВПЧ-вакцин, исследования по безопасности этих вакцин включали миллионы человек и изучали широкий спектр заболеваний. В ходе этих исследований и мониторинга безопасности вакцин в странах не было выявлено никаких серьезных заболеваний или осложнений, связанных с вакцинацией«, — подчеркнули в Республиканском центре иммунопрофилактики.

Вакцины против ВПЧ: в настоящее время существует три ВПЧ-вакцины, которые предотвращают инфицирование онкогенными типами ВПЧ, вызывающими рак шейки матки. Все вакцины получили преквалификацию ВОЗ: четырехвалентная ВПЧ-вакцина, в состав которой входят ВПЧ 6, 11, 16 и 18 типов и которая предотвращает до 85% всех случаев рака шейки матки и дополнительно защищает от генитальных кондилом.

Рекомендации ВОЗ в отношении ВПЧ-вакцин: ВОЗ рекомендует вакцинировать целевую группу девочек-подростков в возрасте от 9 до 14 лет с применением 2-дозовой схемы вакцинации. В первый год внедрения вакцины ВОЗ рекомендует прививать много-возрастную группу для того, чтобы скорее достичь эффекта коллективной защиты и положительного воздействия вакцинации на бремя заболевания. В последующие годы страна может продолжить вакцинацию одной возрастной когорты.

Стоимость внедрения ВПЧ-вакцины при поддержке GAVI: благодаря поддержке GAVI в первый год внедрения Министерство здравоохранения будет платить 1,27 доллара за одну дозу вакцины для девочек 11 лет (основная целевая группа). В последующие годы сумма софинансирования будет увеличиваться на 15%. ВПЧ-вакцина для иммунизации многовозрастной когорты (девочек в возрасте 12–14 лет) будет полностью оплачена GAVI.

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version