В Узбекистане хотят производить питьевую воду из… воздуха

На территории свободной экономической зоны (СЭЗ) «Навои» успешно завершились испытания первой в мире установки по экстракции питьевой воды из воздуха в условиях жарко-сухого климата.

Оборудование, разработанное и изготовленное российской компанией Aquagenica и прошедшее самые серьезные тесты в Узбекистане, способно производить 1000 литров воды в сутки. К его большим плюсам можно отнести низкий расход энергоресурсов, что позволяет использовать возобновляемые источники энергии – солнце и ветер. Об уникальной разработке «Фергане» рассказал директор СЭЗ «Навои» Хабиб Абдуллаев.

 

А начиналась история так…

В начале 2019 года уроженец Москвы Хабиб Абдуллаев был приглашен работать в Узбекистан и назначен руководителем СЭЗ «Навои». Уже через несколько месяцев после приезда он понял, что в стране есть несколько ключевых проблем, не имеющих универсального решения, например, дефицит воды.

«Поскольку в мае 2019 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил Навоийскую область зоной высоких технологий и инноваций, я начал обращать внимание на иностранные научные разработки в сферах энергоэффективности и водосбережения, — рассказывает Абдуллаев. — Особенно привлекала меня тема воды в разрезе борьбы с опустыниванием, и тому была личная причина. В конце 1950-х годов мой дедушка, возглавлявший Академию наук Узбекистана, пытался добиться создания в Ташкенте всесоюзного научного центра по изучению пустыни, но преждевременная смерть помешала этим планам».

Далее начались поиски перспективных проектов, было рассмотрено несколько вариантов. В итоге внимание Абдуллаева привлекла информация о технологии экстрагирования воды из атмосферного воздуха «Воздушный родник», разработчиком которой являлся российский ученый Сергей Доржиев. На тот момент он руководил лабораторией возобновляемых источников энергии Федерального научного агроинженерного центра ВИМ.

По словам Абдуллаева, технология, разработанная Доржиевым, обладала рядом преимуществ перед иностранными аналогами. Например, оборудование потребляло относительно немного электроэнергии, что позволяло «запитывать» его небольшими солнечными или ветровыми установками. Кроме того, оно было простым в эксплуатации и не подвержено поломкам.

Но самое главное: расчеты показывали, что установка по экстракции воды может работать при очень сухом воздухе, что крайне актуально для большинства стран с высоким водным стрессом.

Как вспоминает Абдуллаев, ему с большим трудом удалось связаться с Доржиевым и пригласить его в Центральную Азию, но в дело вмешалась пандемия COVID-19.

«В 2022 году мы встретились в Москве и согласовали, что Узбекистан является лучшим местом для испытания этой технологии», — рассказал Абдуллаев.

Кстати, тогда же Доржиев и его команда специалистов организовали ООО Aquagenica совместно с инвестором. Еще полтора года ушло на то, чтобы убедить инвестора разместить пилотный проект именно в Узбекистане, а не в одной из стран Персидского залива, Африки или Индии, добавил руководитель СЭЗ.

 

Ноу-хау из Навои

В результате весной 2024 года российская компания приняла решение о запуске проекта в Узбекистане, и основные элементы оборудования были отправлены в свободную экономическую зону. Часть компонентов была куплена или изготовлена на месте. Специалистам приходилось работать вечером и ночью, поскольку дневная жара в Навои нестерпима.

В июле первая в мире установка для экстракции воды из сухого воздуха была запущена.

«Результаты превзошли наши ожидания, — констатирует Абдуллаев. — Производительность установки оказалась на приемлемом уровне – 850 литров в сутки при расчетной величине в 1000 литров, а качество воды, как показали исследования трех различных лабораторий в России и Узбекистане, соответствовало самим строгим нормам».

В последующее время шла «тонкая» настройка оборудования, изучение параметров по периоду, позволившая достигнуть расчетных объемов.

А вот что говорит о своем детище создатель ноу-хау и глава российской компании Aquagenica Сергей Доржиев:

«В результате многолетних исследований нам удалось создать неприхотливую машину, работающую в экстремальных условиях жарко-сухого климата с содержанием воды от 4 гр/м3 и выше в атмосферном воздухе и в диапазоне температур от 10-70 по Цельсию. При этом зарубежные аналоги экстрагируют воду из воздуха при влажности от 8-10 гр/м3 воздуха и выше в диапазоне температур от 25-38 °С. Или, как они заявляют, от 20-40 °С. Мы рассчитываем, что наша установка поможет в решении проблем с доступом к питьевой воде хорошего качества».

Хабиб Абдуллаев считает, что запуск установки носит исторический характер. По его словам, новая технология раз и навсегда решит проблему доступа к качественной питьевой воде в отдаленных или труднодоступных районах.

«Прежде всего, это касается детей, поскольку низкое качество воды наиболее пагубно отражается именно на их здоровье. Снизится нагрузка на здравоохранение, что позволит перенаправить часть расходов на другие социальные нужды. Кроме того, автономные источники воды помогут остановить опустынивание, облегчат освоение новых месторождений, работу геологов, вахтовиков, военных и многих других специалистов», — выделил он преимущества проекта.

Информация об уникальной технологии, получившей «прописку» в Узбекистане, была бы неполной без указания цены установки. Но в этом вопросе пока конкретики нет. Как рассказал директор СЭЗ, в настоящий момент компания Aquagenica завершает расчет себестоимости при серийном производстве оборудования в Навоийской области.

«К счастью, в нашем регионе расположен ряд современных предприятий в сфере машиностроения и металлообработки, что значительно облегчает задачу. Вероятно, к середине ноября появится информация по ценам. Уже сейчас очевидно, что уровень локализации изначально превысит 50%», — пояснил глава СЭЗ «Навои».

Зато известно, что планируется выпуск не менее 500 установок по экстракции питьевой воды в год. Ожидается, что массовое производство начнется уже в 2025-м на территории СЭЗ «Навои». Абдуллаев уточнил, что большая часть продукции будет отправлена на экспорт. По крайней мере, заинтересованность в покупке уникальных установок проявили как минимум 30 стран Африки и Азии.

«Однако приоритетом я считаю окончательное решение вопроса питьевой воды в Узбекистане», — резюмировал Абдуллаев.

Этой осенью оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК

 

 

 

Exit mobile version