Алмамбет Шыкмаматов — лидер парламентской фракции «Ата Мекен», отвечая на вопрос журналистов, рассказал о том, почему его политические взгляды на парламентскую республику после прихода к власти Садыра Жапарова. Как оказалось, конституцию в Кыргызстане можно подмять под существующую власть, а политическими интересами поступиться при удобном случае и объяснить свое поведение стройно и логично.
“Я как был демократом, так им и остался. И я по-прежнему убежден, что парламентаризм — это наиболее продвинутая форма правления для развитых стран.
Но каждый исторический этап выдвигает свои условия. Кризис, в котором мы оказались — это время быстрых решений и время действий. Только тогда он станет возможностью для Кыргызстана, а не отодвигает нас еще дальше на обочину глобальных мировых процессов. Кыргызстану необходимы реформы. Критично необходимы. А любой кризис — это всегда идеальное время для реформирования. Реформы должны быть проведены жестко, быстро, решительно. Так, чтобы «пациент» даже опомниться не успел. Потом результат нужно будет удержать. Для этого полномочия должны быть полными. Поэтому будет логично и эффективно, если президент возьмет на себя и функции премьер-министра. Правительство будет стабильнее и решения будут приниматься оперативнее. Кроме того, правительство станет компактным, и все дублирующие функции будут устранены. То есть, то, что было прописано в программах многих партий, реализуется. Кроме того, будет ликвидирован институт вице-премьер-министров, значительно сокращено количество министерств, под которые уйдут агентства и службы”.
Полностью сокращен аппарат премьер-министра. Представляете, помимо всего, какую еще значительную экономию даст такая реформа бюджету?
— Это все хорошо, но где гарантия, что вместо президента-реформатора, мы не получим президента-диктатора? Вся власть, сконцентрированная в одних руках, дает серьезную возможность для этого. Тем более, что в истории Кыргызстана уже были подобные прецеденты.
— Такая опасность, гипотетически, существует. Но уверен, что наш народ этого не допустит. Все наши революции – перевороты, называйте как хотите, при всех своих минусах дали один большой плюс – политики вынуждены оглядываться и помнить, что если что-то пойдет не так, или опять начнется узурпация власти в угоду какой-то группы, то их просто снесут”.
Нашлось объяснение и тому, почему нельзя проводить реформы в условиях парламентской республики.
“Опора парламентаризма – это развитая и работоспособная партийная система. У нас она, к сожалению, до сих пор так и не сложилась.
У нас партии, в большинстве своем, создаются под выборы как акционерные общества и благополучно распадаются после них. Акционеры, так сказать, ищут более выгодное вложение капиталов. Уверен, что сейчас многие из тех, кто рвался в «Мекеним Кырызстан» или «Биримдик», пытаются попасть в «Мекенчил». Не помню, кто из наших местных политологов сказал, что парламентаризм без партий – это как свадьба без невесты. Очень точно. Мы все женимся и женимся, но одного из главных действующих лиц на свадьбе нет. Выборы 4 октября это еще раз наглядно продемонстрировали. Есть профанация, а не партийная система. Партиям нужно дать другой импульс для развития”.