Независимая международная комиссия ООН по расследованию нарушений в Украине обнародовала доклад с новыми доказательствами пыток украинских военнопленных.
«Мы знаем о пытках украинских военнопленных и случаях жестокой пытки их в местах лишения свободы в Российской Федерации: им причиняли сильную боль и страдания во время длительного содержания под стражей, с вопиющим пренебрежением к человеческому достоинству, что привело к физическим и психическим травмам», – рассказал глава комиссии Эрик Мозе.
Ккомиссия опросил освобожденных военнопленных, которых содержали от 9 месяцев до более чем года в семи разных местах содержания в России и на оккупированной территории Украины. В частности, это СИЗО №1 в Курске, СИЗО №2 в Старом Осколе, исправительная колония №6 в Валуйках Белгородской области и исправительная колония №1 в Донском Тульской области. Кроме того, следователи изучили и проверили показания о пытках и жестоком обращении в других местах содержания, контролируемых Россией.
«Географический диапазон таких мест демонстрирует и подтверждает предварительное заключение Комиссии о том, что практика пыток широко распространена», — подчеркивают в докладе.
Россияне издеваются над пленными не только для получения информации, но и для того, чтобы унизить, наказать или запугать их, отмечают в следственной комиссии.
Опрошенные потерпевшие рассказывали об унизительной и жестокой процедуре приемки почти во всех местах содержания.
«Добро пожаловать в ад», — пересказывает слова россиян один из опрошенных.
Потерпевших пытали и на допросах, и в камерах, и в коридорах, и в душевых. Их свидетельства описывают исключительную жестокость действий россиян. Так, одному из опрошенных в исправительной колонии №1 в Донской во время одного из допросов сломали ключицу. Россияне заставляли его прыгать на одном месте в течение длительного времени, несмотря на недавнюю операцию на ноге. От этого у потерпевшего развилась гангрена. Пленного также жестоко избивали в изоляторе и во дворе. Несколько раз из-за избиений у него начинались кровотечения, однажды ему выбили зубы. Его также пытали током в течение двух недель.
Потерпевший рассказал, что он просил россиян его убить. Стремясь любым способом прекратить издевательство, мужчина попытался покончить жизнь самоубийством, однако его схватили и начали избивать снова. На этот раз мужчине сломали копчик и палец ноги.
После освобождения пострадавших госпитализировали 36 раз из-за последствий плена.
«Наша цель – чтобы вы никогда не вернулись на войну», – пересказывает слова охранника в тюрьме другой опрошенный бывший военнопленный.
Опрошенные потерпевшие рассказывали о регулярных угрозах изнасилования, пытках половых органов и нежелательных прикосновениях при осмотре тела в тюрьмах.
Один из потерпевших рассказал, как россияне угрожали отрезать ему пенис, чтобы у него не было детей. Угрозы кастрацией слышали и другие потерпевшие.
Комиссия ООН зафиксировала несколько фактов бесчеловечных условий содержания украинских военнопленных. Кормили их скудными порциями, а сама пища была плохого качества. Кое-где на прием пищи пленникам отводили до 7 минут. Часть опрошенных пострадавших рассказала о голодании в плену, из-за чего они были вынуждены есть червей, мыло, бумагу или остатки собачьей пищи.
«Ни одно живое существо не заслуживает того, чтобы к нему относились так, как россияне относятся к украинцам в своих местах лишения свободы. Там ты больше не чувствуешь себя человеком» , – подчеркнул один из потерпевших.
Опрошенные рассказали, что на территории Украины пленных пытают в основном российские военные. Когда их перевозили в РФ, пытки совершали уже спецназовцы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), а также штатные работники мест содержания. Допросы же проводили преимущественно ФСБешники.
Сотрудники следственной комиссии ООН опросили также военнопленных россиян, ранее служивших в ФСИН, и одного солдата сил РФ.
По меньшей мере, двое бывших спецназовцев рассказали о специальном совещании сразу после полномасштабного вторжения. Тогда один из генералов регионального управления ФСИН собрал сотрудников, которых должны были направить в места содержания украинских военнопленных. Он говорил, в частности, что «нацисты — не люди» и предписывал подчиненным «работать жестко и не жалеть». Спецназначенец уточнил, что речь шла именно о физическом насилии в отношении пленных украинских военных.
Другой опрошенный перевел слова одного из командиров, вернувшегося со службы в месте содержания военнопленных. Командир рассказал свидетелю о безжалостном насилии в отношении украинцев и абсолютной вседозволенности в этом. Военный также рассказывал, что его подразделение «работало с задержанными, как с боксерской грушей».
Следственные комиссии подчеркнули, что собранные показания говорят об иерархическом характере пенитенциарной службы РФ. Следовательно, распространенные и системные пытки не могли происходить без разрешения сверху, отметили в комиссии ООН.
В Независимой следственной комиссии подчеркнули, что подобное обращение с военнопленными является военным преступлением. Но вместе с собранными следственными доказательствами можно установить, не являются ли такие пытки частью определенной политики. В этом случае это будет преступление против человечности.
В докладе также задокументированы случаи изнасилований и иного сексуального насилия.
Изнасилования и иное сексуальное насилие — это часть российской стратегии для контроля и устрашения гражданского населения, поощряемого высшим руководством РФ. Несмотря на то, что основная часть сексуального насилия совершается в отношении женщин, зафиксированы случаи также в отношении мужчин, пожилых и даже детей. В отчете также изложены подробности случаев сексуализированных пыток и угрозы изнасилования военнопленных-мужчин.
В этом докладе приведены заключения комиссии за время ее работы в рамках второго мандата. Комиссия представит свой доклад Совету ООН по правам человека в Женеве в понедельник, 18 марта.