Народные протесты против авторитарного режима Александра Лукашенко в Республике Беларусь заставили западных лидеров обеспокоиться возможной реакцией России. Они отлично помнят как Москва вторглась на территорию Грузии и Украины и оккупировала их, чтобы не дать этим странам совершить геополитический разворот на Запад. Это мало что дало — только укрепило неприязнь к российской оккупации и повысили народную поддержку евроатлантической интеграции – особенно среди молодых грузин и украинцев.
К Москве с опозданием приходит осознание, что никакая пропаганда не сможет переломить эти тенденции. Но Белоруссия стратегически слишком важна для России, чтобы отдать ее другим. Поэтому у Путина есть другой план в отношении Республики Беларусь. Вместо того чтобы задействовать «зеленых человечков» для оккупации белорусской территории, Москва осуществляет то, что называется «мягкой аннексией».
Стратегия заключается в том, чтобы действовать постепенно, начиная с экономической интеграции и единой валюты, затем переходя к политической интеграции через общую внешнюю и оборонную политику и заканчивая созданием полноценного Союзного государства, что означало бы фактическое вхождение Беларуси в состав России.
В течение последних нескольких лет Россия предоставляла Минску крупные субсидии на экспорт нефтепродуктов и реэкспорт нефти в надежде заставить белорусскую экономику подчиниться.
Сейчас, Москва направила в Минск целые самолеты политтехнологов, агентов спецслужб, специалистов в области кибербезопасности, медиаконсультантов, разнообразных пропагандистов и советников по вопросам безопасности. Это скорее «маленькие серые человечки», чем «маленькие зелёные», и их профессия – ведение политической войны.
Первоочередной задачей этой армии экспертов является создание фундамента для мягкой аннексии. После того, как журналисты белорусских государственных СМИ объявили забастовку, государственной пропагандой занялись их коллеги из России: Светлана Тихановская, вероятно, являющаяся победительницей выборов, хочет разрушить прекрасную Беларусь, Польша якобы хочет присоединить к себе часть Белоруссии, страны НАТО находятся в боевой готовности.
Сейчас, трендом «независимых» пророссийских СМИ в Беларуси стал запуск Белорусской атомной электростанции под Островцом и подключение ее к энергосистеме страны. На торжественной церемонии 7 ноября присутствовал даже действующий президент Беларуси Александр Лукашенко, который назвал это историческим моментом, сказав, что Беларусь становится ядерной державой.
Правда, уже 10 ноября БелАЭС остановила производство электроэнергии из-за необходимости замены электротехнического измерительного оборудования на первом энергоблоке (?!), что уже не может не настораживать, хотя в Госатомнадзоре МЧС Беларуси и заявили об отсутствии угрозы радиационной и ядерной безопасности.
Между тем интернет-портал Tut.by со ссылкой на собственные источники сообщает о взрывах нескольких трансформаторов напряжения на первом энергоблоке.
На самом деле, от момента энергетического пуска до момента сдачи АЭС в эксплуатацию проходит много времени — от десяти месяцев, как в России, до одного года, как в США. То есть ничего такого, что могло бы квалифицироваться как приобретение Беларусью статуса ядерной державы или как официальное открытие АЭС не произошло.
Для Лукашенко этот объект имеет исключительно политическое значение для того, чтобы снизить градус общественного внимания к теме выборов.
Считается, что главная проблема заключается в том, что этот объект не имеет экономического значения и представляет опасность для экологии. Он не нужен Беларуси: он нужен только одному человеку — Александру Лукашенко и России.
Для «Росатома» строительство таких объектов — это способ расширения геополитического влияния. Путин и его окружение считают, что чем больше российских ядерных объектов будет построено по всему миру, тем больше эти страны будут зависеть от России.
По сути, это правда, потому что этим странам нужно будет иметь дело с ядерными отходами, с российскими ядерными технологиями и специалистами. Эта политика интересна и Лукашенко: он верит в то, что это дает ему статус ядерной державы и теперь его будут уважать.
Любая атомная электростанция небезопасна. А БелАЭС строилась в режиме закрытости — и с нарушениями — ее пуск происходил в отсутствие лицензии: для этого поменяли законодательство. По закону, для ввода АЭС в эксплуатацию лицензия нужна, а для пуска достаточно обычного разрешения.
В случае аварии, Литва вынуждена будет эвакуировать свою столицу, находящуюся в 50 километрах от станции.
И естественно такой ядерный объект в непосредственной близости от европейских стран вызывает резкую негативную реакцию. Президент Литвы Гитанас Науседа уже призвал Евросоюз отказаться от импорта произведенного в Беларуси электричества.
Литва направила Минску ноту протеста, осудив «безответственные действия» белорусских властей, которые создают «ядерную и экологическую угрозу» не только для Беларуси и Литвы, но и для Европы в целом. Позднее оператор энергосистемы Литвы Litgrid сообщил о полной остановке коммерческих поставок электричества из Беларуси.
Необходимость запуска атомной электростанции в Беларуси белорусские власти обосновывали снижением зависимости страны от углеводородов, большая часть которых импортируется из России. Однако, когда наступить момент отказа от этих самых углеводородов неизвестно.
Таким образом, опираясь на хорошо проверенный Москвой сценарий разжигания гражданского конфликта в других странах, российские политтехнологи не дают народу Беларуси просто обособиться от России.