Беларусь как последний островок российской надежды

Владимир Путин принял решение пока удержать автократа Александра Лукашенко у власти, и по его просьбе привел в готовность резерв силовиков. Их отправят в Белоруссию, если «экстремистские элементы» начнут там «разбой». В то время как Запад  в этом конфликте является лишь посторонним наблюдателем, налицо информационная поддержка «батьки» в проправительственных российских СМИ. После того как журналисты белорусских государственных СМИ объявили забастовку, очернением оппозиции занялись их коллеги из России: «Светлана Тихановская хочет разрушить прекрасную Беларусь», «Польша якобы хочет присоединить к себе часть Белоруссии», «страны НАТО находятся в боевой готовности» — такими заголовками сопровождаются теперь сообщения из Беларуси.

Зачем же Кремль вмешался в беларусские протесты?

Ответ в прошлом. После распада СССР, который Путин называет «величайшей геополитической катастрофой 20 века», исчез и «жандарм Европы». Цель Путина – вернуть России этот статус. Вернуть те времена, когда Советский Союз давил освободительные революции в Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии. В том числе и ради обоснования мифа о «хорошем» жандарме Европы» создан центральный сюжет путинской мифологии – Победобесие.

Неспроста телекомпания Russia Today установила в зоне вылета московских аэропортов автоматы по продаже фирменных шлепанцев для отправляющихся в отпуск россиян. Шлепанцы оставляют отпечаток: «Русский след». Можно даже выбрать язык, чтобы местные поняли. Такой вот изысканный юмор…

И события в Беларуси стали своеобразным тестом для Кремля на способность контролировать последний оплот «русского мира».

Кроме того, не забываем, что доступ на белорусскую территорию дает Кремлю большой потенциал проникновения в Европу по направлению к Калининграду, его изолированному анклаву на Балтийском море. В Белоруссии также размещены российский радар раннего обнаружения и военно-морской коммуникационный центр. Трубопроводы, по которым российская нефть и газ поступают в Европу, также проходят через Беларусь.

Но вот вопрос? Как Кремль может помочь разрешить конфликт между народом и диктатором в Беларуси, если не может разрешить свой конфликт с народом в Хабаровске?! Или Беларусь — репетиция перед решением российских проблем? Характерно, что хотя Александр Лукашенко напрямую просит Путина о помощи, Путин представляет ее так, будто Беларусь — это не другая страна, а российские задворки, то есть речь идет о внутренних делах России.

Нынешние политические режимы в Беларуси и России неоднократно доказывали, что готовы к применению насилия и на деле применяли как избирательное, так и массовое насилие против своих оппонентов.  Но то, что было эффективной политикой в 19-м и 20-веках, обречено на провал в веке нынешнем. И не только потому, что путинская Россия намного уступает предшествующим формам Российской империи в размерах и потенциале, в том числе военном.

Чтобы разгромить белорусскую революцию, совершенно недостаточно послать туда несколько тысяч российских силовиков. Сам факт такого вторжения неизбежно вызовет массовое сопротивление, в том числе вполне возможно, и в рядах белорусской армии. Для радикального подавления белорусской революции и полноценной оккупации Беларуси Путину придется не только задействовать вооруженные силы России.

Помимо военной силы, Кремлю надо будет что-то делать с белорусской экономикой, поскольку людей можно разогнать с улиц и площадей, но заставить их работать сложнее. Послать штрейкбрехеров из России, как это сделали на белорусском госТВ не получится. Тысячи российских рабочих, направляемых в Беларусь – это грандиозная программа, для которой у путинской вертикали власти нет ни ресурсов, ни умения, ни воли.

Было бы странно, если бы поддержка Лукашенко со стороны Кремля не спровоцировала бы у белорусов антироссийских чувств. В этом случае конфликт между властью и обществом в Беларуси превращается в геополитический кризис, когда белорусы поставят под вопрос «братские отношения» с Россией. Более того, восставший беларусский народ борется теперь не только против тирании Лукашенко, но и против окончательного превращения страны в российскую колонию.